Эритрея – это синее небо, лазурное море и белый песок. Эритрея – это страна древней духовной культуры, на территории которой в I–VII вв. н. э. существовало Аксумское царство. Эритрея – страна, где сосуществуют различные религии и конфессии, о чем свидетельствуют здания большой мечети и католического собора в ее столице городе Асмэре.
Вот здесь-то и следует остановиться, отбросив в сторону сладкий описательный стиль рассчитанной на туристов брошюры, и поговорить о серьезных проблемах, касающихся именно религиозной сферы.
Около 60% населения Эритреи – мусульмане-сунниты, почти 30% – христиане, принадлежащие к Эритрейской Церкви (так называемой Церкви Тевахедо, близкой по догматике и обрядам к дохалкидонской Коптской Церкви). Католики составляют 5% населения, около 1% – протестанты, оставшаяся часть – представители неохристианских групп и сторонники традиционных верований.
Конституция Эритреи, принятая в 1997 году, провозглашает свободу совести и вероисповедания. Однако парадокс заключается в том, что до сих пор Основной закон страны не вступил в действие, и Эритрея фактически живет по декретам властей. Одним из таких декретов в качестве официальных религий и конфессий признаются лишь ислам, дохалкидонское православие, католицизм и лютеранство. А вот судьба небольших религиозных групп, таких как адвентисты Седьмого дня, пятидесятники, Свидетели Иеговы, зависит целиком от воли властей, центральных и местных.
Проблемы начали возникать еще в 1995 году, когда было выпущено постановление, запрещающее религиозным организациям в той или иной форме участвовать в политической жизни страны, а религиозным масс-медиа – высказываться по политическим проблемам. Тогда же был создан и специальный правительственный орган, регламентирующий и жестко контролирующий деятельность религиозных организаций.
Однако поначалу эта регламентация не была столь уж жесткой. Религиозным организациям разрешалось создавать денежные фонды для собственных нужд, но при этом запрещалось реализовывать социально значимые проекты. Однако в обход последнего положения подобные проекты, хотя и в небольших масштабах, все же реализовывались.
Начиная с 2002 года ситуация начала резко ухудшаться. Согласно постановлению Министерства информации, все религиозные общины, кроме православных, мусульманских, католических и лютеранских, должны были приостановить свою деятельность вплоть до получения регистрации. Длительная процедура регистрации, а зачастую и отказ в таковой привели к тому, что ряд религиозных общин и организаций оказался в ситуации правового вакуума. Этот вакуум стал благодатной средой для репрессивных действий.
Репрессии коснулись не только таких объединений, как Кали Хвот (баптисты) и Церковь полного Евангелия (пятидесятники), а также меннонитов и Свидетелей Иеговы, но и диссидентов из «традиционных исповеданий». Например, в прошлом году была прекращена деятельность дохалкидонской православной общины «Мезхан Алем». Власти нашли в ее деятельности «несоответствие» догматам Эритрейской Церкви. Имеют место случаи прямого давления со стороны прежде всего полиции и спецслужб в отношении представителей религиозных меньшинств. Их жестко принуждают вернуться в одну из «официальных» религий или конфессий.
Статистика производит удручающее впечатление: по разным данным, от 900 до 1750 эритрейских христиан находятся в заключении. Государственный департамент США сообщает о том, что в Эритрее преследованиям в той или иной форме подверглись около 6 тыс. христиан. Широкую огласку получил случай с певицей-баптисткой Хелен Берхан. За выпуск компакт-диска с религиозными песнями с мая 2004 года ее держат в транспортном контейнере на территории военного лагеря.
Однако не совсем правы некоторые представители правозащитных кругов на Западе, полагающие, что в Эритрее идет давление мусульман на христиан с целью принудить последних к обращению в ислам. Безусловно, высшие ступени социальной лестницы в Эритрее занимают мусульмане. Сама «религиозная проблема» возникла вследствие того, что мусульманское население не совсем комфортно чувствовало себя в христианской Эфиопии, в составе которой бывшая итальянская колония Эритрея оказалась после Второй мировой войны. Конечно, солдатам-христианам в эритрейской армии не позволяют читать Библию, тогда как их сослуживцы-мусульмане могут читать Коран.
Однако нынешний режим в Асмэре руководствуется исключительно политическими соображениями в условиях крайне нестойкого и изменяющегося соотношения сил в регионе. При этом мусульмане тоже испытывают на себе влияние неблагоприятной политической конъюнктуры. Далеко не всем мусульманам по нраву тот факт, что воинская повинность в стране распространяется и на женщин, поскольку это противоречит исламской традиции. Под жестким контролем в Эритрее находится деятельность мусульманских миссионеров из стран Персидского залива.
В религиозной ситуации в Эритрее особенно рельефно проявились характерные черты светского националистического режима в традиционном восточном, преимущественно мусульманском, обществе со значительным сегментом немусульманского населения. Такого рода режим де-факто не может обойтись без серьезного ущемления прав одной религиозной группы и значительного их ограничения для всех вероисповеданий.
Тотальный контроль над религией – краеугольный камень политики такого рода государств. Так как страны Восточной Африки представляют собой узел острых и пока не урегулированных межгосударственных проблем, следует отметить, что включение Эритреи в список стран, последовательно нарушающих религиозные свободы, может значительно усугубить ситуацию.