0
2787
Газета Вера и люди Интернет-версия

05.04.2006 00:00:00

Трудно быть Богом

Павел Тищенко-Романченко

Об авторе: Павел Георгиевич Тищенко-Романченко - публицист.

Тэги: кришнамурти, мессия, христос


Его воспитали как Великого Мессию. По мнению учителей, он должен был стать новым воплощением Иисуса Христа, вернувшегося в этот мир, чтобы еще раз наставить людей на путь истинный. Он отказался от предложенной ему роли и предпочел индивидуальный путь постижения.

И несмотря на это, для многих тысяч людей по всему миру он стал Спасителем и Духовным наставником. А для всех интересующихся эзотерикой – одним из самых оригинальных философов XX века, совместившим в своем учении религиозные традиции Востока и Запада и пытавшимся научить людей, как стать свободными.

Начало пути

Джидду Кришнамурти родился в 1895 году в Маданапале на юге Индии недалеко от священной долины Риши. Он оказался восьмым ребенком в обедневшей брахманской семье. Его отец Джидду Нараньи одно время занимал пост в колониальной администрации Индии и, несмотря на свою принадлежность к ортодоксальному брахманскому роду, одновременно являлся членом Теософского общества. Именно для того чтобы быть поближе к штаб-квартире общества, он после смерти жены перевез семью в Адьяр.

Неподалеку в Мадрасе располагался Международный теософский центр, основанный в 1882 году Еленой Блаватской (само общество возникло в 1875 году в Америке). Главной целью общества было разоблачение научного материализма и агностицизма, изучение древних религий и тайных законов природы.

Пожалуй, важнейшей теософской идеей было ожидание нового Великого существа – бодхисатвы Майтрейи, в котором должен был воплотиться Будда. Теософы считали, что время от времени Великое существо принимает человеческий облик для того, чтобы создать новую религию и открыть человечеству ту часть Истины, которая необходима в данный период. Последней инкарнацией Существа признавался Иисус Христос.

Несмотря на проявившийся у него еще в детстве дар ясновидения (после смерти сестры Джидду часто видел ее в саду), Кришнамурти мало отвечал предуготовленной ему роли. Он часто болел (в том числе привычной для Индии малярией) и не имел абсолютно никаких способностей к учебе (в индийской школе его постоянно били за это палкой и считали умственно отсталым). В довершение всего у потенциального Мессии были кривые зубы и вши.

Явление Алциона

Однако все эти недостатки не произвели никакого впечатления на библиотекаря Теософского общества, знаменитого ясновидца Чарльза Ледбитера, который в 1909 году случайно встретил Кришнамурти и его брата Нитьянанду на берегу реки Адьяр. Он заметил только их необычайно сильную ауру. Переговорив с их отцом, Ледбитер забирает обоих мальчиков для дальнейшего обучения в Мадрас.

Крайне противоречивая фигура Чарльза Ледбитера, который станет главным духовным воспитателем Кришнамурти, вполне заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее.

Автор труда «Ясновидение» до сих пор считается одним из лучших исследователей астрального и ментального планов бытия и пользуется широкой известностью в соответствующих кругах. Однако в то время Ледбитер приобрел не менее широкую известность в связи с разгоревшимся в 1906 году скандалом на гомосексуальной почве. Именно из-за этого его исключили из Теософского общества. Лишь в конце 1908 года, благодаря личной поддержке председателя общества Анни Безант, Ледбитер сумел восстановить свое членство.

Анни Безант с энтузиазмом восприняла открытие Кришнамурти, а после исследований его предыдущих воплощений о четырнадцатилетнем индийском мальчике заговорили как о Новом Мессии. Справедливости ради надо отметить, что Безант станет поддерживать Кришнамурти даже после его разрыва с Теософским обществом в 1929 году.

Ледбитер установит, что имя, данное Кришнамурти в предыдущей жизни, – Алцион. Именно под этим именем вскоре выйдет знаменитая книга «У ног учителя», в которой будут собраны знания, полученные Кришнамурти в его первых астральных путешествиях.

Орден Звезды на Востоке

Орден Звезды возникает в 1911 году. Его главой становится шестнадцатилетний Кришнамурти, покровителями – Анни Безант и Чарльз Ледбитер. Основная задача ордена формулируется следующим образом – объединить всех, кто верит в скорое пришествие Мирового учителя, и подготовить общество к его принятию.

Несмотря на то что в теософской среде никогда не было единого мнения по поводу фигуры Кришнамурти (это даже послужило одной из причин крупного раскола, в результате которого из общества ушел Рудольф Штайнер, а также его русские последователи Андрей Белый, Максимилиан Волошин и Михаил Чехов), Орден Звезды на Востоке начал быстро развиваться. Число его адептов неуклонно растет вплоть до 1929 года, когда сам Кришнамурти неожиданно для всех распустил орден.

В том же 1911 году Анни Безант для продолжения образования перевозит Кришнамурти в Англию. Однако все попытки устроить его в один из колледжей Оксфорда или Кембриджа оканчиваются неудачей. «Коричневый мессия», по мнению руководства, не слишком хорошо сочетался с местными традициями.

В последующие пятнадцать лет Кришнамурти вел достаточно светский образ жизни. Он познакомился со многими художниками и писателями, много путешествовал. Однако, несмотря на то что он продолжает играть роль Мирового учителя, внутренний скептицизм Джидду по этому поводу неуклонно крепнет.

Впоследствии, обращаясь к теософам, он скажет: «Восемнадцать лет вы готовили меня на роль человека, который должен изменить вашу жизнь и ваше понимание, но все свелось к тому, что вместо старого бога и старой религии поставили новых. Вы все еще пользуетесь внешними формами религии как костылями, и они все еще мешают вам и ограничивают ваши действия».

Добровольный роспуск Ордена Звезды станет огромным ударом для Теософского общества и лично Анни Безант, которая за два года до этого в 1927 году сделала громкое заявление для Ассошиэйтед Пресс под названием «Учитель Мира здесь». Но одновременно с этим 1929 год станет подлинным годом рождения нового философа Джидду Кришнамурти.

«Это не моя забота создавать новые клетки или новые украшения для этих клеток. Единственная моя забота – сделать людей свободными».

Многие знавшие его в юности отмечают, что уже тогда он мог часами стоять неподвижно, рассматривая какой-либо предмет, будь то река, дерево или камень. Воспринимать каждый отдельный момент, не пытаясь включить его в какую либо систему, – именно этому станет учить Кришнамурти своих учеников.

Он считал, что, только научившись не идти на поводу у собственного мозга, который вычленяет из окружающего мира лишь то, что ему кажется необходимым, можно достичь настоящей ясности ума и избавиться от собственного эго.

Потому что «эго» – это не истинная природа человека. Оно всего лишь искусственная конструкция, возникшая в результате неправильного восприятия действительности.

Значительная часть учения Кришнамурти посвящена проблеме памяти. Именно память о некогда услышанном, увиденном или прочитанном определяет мировоззрение человека. И, как правило, это мировоззрение оказывается неверным.

Кришнамурти призывал осознавать каждое возникающее в душе чувство, не отождествляя с ним собственный разум. Страх или любовь, которые испытывает человек, не являются этим человеком, в то время как современная культура по большому счету построена на этом отождествлении.

Понять неизвестное

После роспуска Ордена Звезды Кришнамурти переехал в Америку и вплоть до 1947 года жил в Калифорнии. О нем уже не говорили как о Живом боге, но число его почитателей не убавлялось. Для многих знаменитостей он по-прежнему остается духовным наставником.

Стоит вспомнить историю, как один шериф арестовал расположившуюся на пикник компанию бродяг во главе с Кришнамурти. Показательно, что в этой компании оказались Бертран Рассел, Чарли Чаплин, Олдос Хаксли и Грета Гарбо.

Одной из принципиальных особенностей Кришнамурти являлось его скептическое отношение не только ко всем без исключения религиозным организациям или сектам, но также и к хорошо проверенным методикам. Он не проповедовал изнурительной самодисциплины, не являлся сторонником йоги. А что касается пения мантр, он говорил, что с тем же успехом можно повторять слова «Кока-кола».

В 1947 году, спустя два месяца после объявления независимости Индии, Кришнамурти возвратился на родину. Он выступает перед многотысячными аудиториями по всему миру, активно занимается просветительской деятельностью. До самой своей смерти в 1986 году он учил людей тому, что способ разрешения мировых конфликтов не в политике или религии, а в индивидуальной революции, в революции собственного сознания.

Однако может возникнуть закономерный вопрос – зачем это нужно? Зачем нужно освобождать собственное сознание, если на протяжении тысячелетий человечество худо-бедно, но существует и развивается?

«Для того, чтобы, освободившись от известного, – говорит Кришнамурти, – от всего, что он накопил, достиг и пережил, разум смог понять то, что является смертью, – Неизвестное».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1737
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1427
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1765
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1722

Другие новости