В феврале 1981 года в местечке Шраванабелагола в южноиндийском штате Карнатака наблюдалось небывалое скопление народа. Паломники собрались возле храмового пруда, где находилась статуя святого Гоматешвары, расположенная на 18-метровой высоте.
Гоматешвару омыли из тысячи медных кувшинов. На его голову вылили тонну молока, 150 л сока кокосовых орехов и настой шафрана. Затем его осыпали рисовой пудрой и ароматными пряностями. Сама премьер-министр Индии Индира Ганди с вертолета разбрасывала над статуей лепестки роз. Богачи соревновались за право вылить на голову изваяния кувшин с молоком. Первые семь кувшинов стоили счастливчикам по сто тысяч рупий каждый.
Таких почестей Гоматешвара удостоился за то, что при жизни, а это было тысячу лет назад, он явил миру чудо аскетизма во имя веры и тем самым достиг спасения. Он отрекся от царского престола и предался суровому подвижничеству. Однажды святой так долго стоял без движения, погрузившись в медитацию, что его тело оплели лианы, по которым тихо скользили змеи, а у ног вырос огромный муравейник. В разных местах Индии Гоматешваре воздвигли множество статуй. Жизнь этого подвижника - пример для всех джайнов, последователей индийской религии джайнизма.
Его основоположником считается Вардхамана, известный как Махавира (599-527 гг. до н. э.). Он родился в царской семье и до тридцати лет наслаждался всеми радостями, которые давало ему положение царевича. Вардхамана женился на Яшоде, дочери царя Калинги. Супруга родила ему дочь. Но после смерти родителей Вардхамана оставил семью и стал странствующим аскетом.
В течение 12 лет он постился и молился, чтобы победить свои желания, чувства и страсти. Сначала Вардхамана носил единственное платье, которое никогда не менял, но через тринадцать месяцев отказался и от него. Он тщательно избегал причинения вреда любым живым существам. В результате аскетических подвигов духовная сила Вардхаманы увеличилась, и он достиг просветления. Отныне аскет обладал "тремя драгоценностями": совершенной верой, совершенным знанием и совершенным поведением. Следующие тридцать лет Вардхамана провел странствуя по Индии и проповедуя свое учение. Вскоре он стал известен под именем Махавира ("Великий герой"). Махавира учил, что мир не создан богом, а существует вечно. Он подвержен изменениям: периоды возрождения и упадка последовательно сменяют друг друга. Согласно Махавире, мир населяют бесчисленные души - джива.
Душой наделены не только люди, но и животные, птицы, растения, камни, вода и природные явления. Все живые существа равны независимо от их размера, формы и степени духовного развития. Поэтому джайн уважает любого червя или овощ как самого себя.
Души отличаются по степени привязанности к материи - карме. Она подобна липкой поверхности, к которой пристает пыль и грязь. Карма - это то, что вынуждает души рождаться вновь и вновь, вселяясь в разные тела. Карму можно разрушить, и тогда душа освобождается и возносится в мир вечного блаженства. Но уничтожение кармы - процесс очень сложный и длительный. Нужно отбросить все лишнее, в том числе и одежду. Посредством умерщвления плоти, изучения священных текстов, медитации и праведного поведения можно избавиться от кармы. По легенде, в ночь, когда Махавира отошел в мир иной, преданный ему правитель зажег множество светильников. В память об этом событии джайны отмечают праздник огней - дивали. В этот день в домах и на улице вспыхивают миллионы огоньков, символизируя бессмертие души. По традиции ни один уголок не должен остаться неосвещенным.
Заслуги Махавиры признают все индийцы. В день его рождения в стране закрываются бойни. А когда в 1974 году отмечалось 2500-летие со времени обретения Махавирой спасения, в стране было организовано грандиозное празднество. Правительство Индии на проведение торжеств выделило пять миллионов рупий. По улицам Дели прошла многолюдная процессия. Рядом с нагими аскетами шествовали пышно убранные слоны и лошади с седоками в богатых нарядах. Процессию сопровождали танцоры и музыканты.
Главный обет джайнов-аскетов - непричинение ущерба живым существам. Они закрывают повязкой губы и процеживает питьевую воду, чтобы случайно не проглотить какую-нибудь мошку, и подметают перед собой дорогу, чтобы ненароком не раздавить муравья. Джайны - строгие вегетарианцы. Монахам разрешено употреблять в пищу только овощи и плоды, растущие над поверхностью земли. Аскеты живут подаянием, постоянно странствуют, не задерживаясь нигде дольше семи дней. Высшей формой аскетизма у джайнов считается добровольная смерть от голода. В октябре 1987 года таким образом ушел из жизни монах Бадри Прасад Махарадж.
У джайнов-мирян только одна жена, они не едят мяса и плодов, содержащих много семян, не употребляют спиртных напитков и пьют лишь теплую кипяченую воду. Необходимость избегать работы, связанной с уничтожением живых существ, определяет джайнам и выбор рода занятий. В основном они задействованы в торговой и банковской сферах. Среди джайнов много глав крупных промышленных концернов, владельцев банков и ювелирных магазинов, а также ученых. Джайны-предприниматели славятся исключительной честностью и порядочностью. Деловой этике в джайнских семьях обучают с детства.
Богатство джайнов не противоречит принципу нестяжательства. Состоятельные люди считаются не владельцами, а попечителями и распорядителями благ в интересах общины. Богатые люди покровительствуют наукам и искусству, занимаются благотворительностью, строят школы, приюты и храмы. Старейший джайнский храм в Дели - Дал Мандир - расположен в восточной части знаменитого базара Чандни Чоук. Рядом с храмом функционирует Птичий госпиталь, в котором джайны-монахи лечат больных и раненых пернатых. В лечебнице их кормят, лечат и дают им витамины. Поэтому после "выписки" здоровые птицы отказываются покидать госпиталь и долго кружат над крышей здания.
Среди популярных мест паломничества в штате Раджастхан выделяется гора Абу, почитаемая как центр мира. На ее вершине сооружен беломраморный храм Дильвара. Простота его внешнего облика контрастирует с великолепием внутренней отделки. На стенах храма высечены сюжеты из джайнских легенд. Искусство древних мастеров было столь совершенным, что мраморные фигуры неотличимы от живых людей. Паломники часто заговаривают с изваяниями, принимая их за посетителей.
У подножия другой священной горы Шатрунджая в штате Гуджарат раскинулся целый храмовый город джайнов - Валитана. За 900 лет на этом месте возвели 863 храма. Здесь паломники совершают ритуальное восхождение на гору, высота которой составляет около четырех километров.
Несмотря на то что джайнизм зародился во времена Будды, в отличие от буддизма он никогда не был распространен за пределами страны. Путем аскета может следовать далеко не каждый человек.