В ночь на 31 января 1922 года в швейцарском городе Дорнахе при невыясненных обстоятельствах вспыхнул пожар, в результате которого полностью сгорело одно из интереснейших и уникальных зданий того времени - Гетеанум. Для всей образованной европейской общественности это трагическое событие явилось огромным потрясением.
Гетеанум был не просто выдающимся памятником архитектуры. Своим главным создателем он был задуман как первый в мире интернациональный центр по воспитанию нового гармоничного человека.
Работа по восстановлению Гетеанума началась сразу же, но завершения работ его главный создатель и вдохновитель - выдающийся немецкий философ, ученый, мистик и педагог Рудольф Штейнер уже не дождался. В 1924 г. Штейнер смертельно заболевает и умирает 30 марта 1925 г. в том же швейцарском городе Дорнахе.
Первые шаги
Рудольф Штейнер родился 27 февраля 1861 г. на территории нынешней Хорватии в семье служащего Южно-Австрийской железной дороги.
Как это часто бывает, отец хотел, чтобы мальчик пошел по его стопам. В 1872 году Рудольф поступает в реальное училище, дабы в дальнейшем стать железнодорожным инженером. Однако мальчику тесно внутри учебной программы, и он активно продолжает заниматься самообразованием. К своим неполным тринадцати годам Рудольф уже блестяще знает дифференциальное и интегральное исчисление. Одновременно он внимательно изучает историю, а в 14 лет прочитывает "Критику чистого разума" Канта.
Доходы семьи были крайне скромными, и Рудольф, для того чтобы как-то оправдать свое учение, начинает по рекомендации педагогического совета заниматься с учениками младших классов. Одновременно он самостоятельно изучает латинский и греческий языки, что дает ему возможность заниматься и с учениками классической гимназии. Уже в этих занятиях можно разглядеть будущего педагога, основателя знаменитой Вальдорфской школы.
Окончив с отличием реальное училище, Штейнер поступает в венское Высшее техническое училище. Круг его интересов постоянно расширяется. Он читает произведения Шеллинга, Гегеля, Фихте, изучает математику, физику, биологию, геологию и механику. Слушает курс немецкой литературы и музыки. Кроме того, Штейнер активно участвует в литературных и философских кружках.
Наука
На одаренного студента обращает внимание выдающийся исследователь наследия Гете и комментатор "Фауста", профессор К.Шроер. В это самое время в Германии планировалось издание академического собрания трудов Гете, и, уступив авторитету известного профессора, издатель Кюршнер соглашается на кандидатуру 22-летнего студента Рудольфа Штейнера в качестве редактора и комментатора естественно-научных сочинений Гете.
Штейнер блестяще справляется с возложенной на него задачей. Его комментарии и вводные статьи к научным творениям Гете получают самую высокую оценку специалистов.
Незадолго до этого Штейнер переезжает в Веймар, где параллельно с работой в архиве, защитой докторской диссертации по философии создает свои первые самостоятельные труды - "Мировоззрение Гете" и "Фридрих Ницше, борец против своего времени".
От теософии к антропософии
Казалось бы, у Штейнера было все, о чем только может мечтать начинающий ученый: блестяще складывающаяся карьера, признание авторитетных ученых. Но сам Штейнер так не считал.
Все это время он тщательно развивал собственную философскую концепцию, и, как ни парадоксально, эта концепция все дальше уводила Штейнера из области чистой философии. Он понимал ограниченность любой автономной сферы знания и считал, что постигнуть мир можно лишь рассматривая его в совокупности.
В 1894 г. Рудольф Штейнер создает труд под названием "Философия свободы", который сам он будет считать основополагающим для всей своей дальнейшей деятельности. Контраст с общепринятыми философскими нормами был настолько разителен, что ни один из ведущих мыслителей того времени даже не откликнулся на его книгу.
Это не сильно обеспокоило Штейнера. Он вел достаточно бурную общественную жизнь, постоянно читал лекции, занимался изданием журнала в Берлине. Единственными, кто воспринял книгу Штейнера всерьез, были члены Теософского общества. В 1900 г. он получает приглашение выступить перед группой теософов в Берлине.
Несмотря на то что спустя двенадцать лет между Штейнером и Теософским обществом произойдет полный разрыв, этот период, безусловно, является важнейшим для окончательного становления Рудольфа Штейнера как оригинального мыслителя.
В том же 1900 г. он присоединяется к Теософскому обществу, а в 1902 г. становится главой Германского отделения. Но с самого начала своей деятельности в обществе Штейнер выступает как самостоятельный мыслитель и привносит в теософское учение свою космологию.
Несмотря на все противоречия, его репутация среди теософов остается крайне высокой. Особенно она возрастает после опубликования трудов Штейнера "Теософия", "Познание и достижение высших миров", а также "Оккультной науки", построенной на ясновидческих наблюдениях автора.
Вообще в этот период Рудольф Штейнер часто ведет себя непоследовательно. Так, например, в 1906 г. он параллельно вступает еще в одно общество - Орден Золотого храма, где активно практикуется сексуальная магия, и более того, возглавляет одну из его лож (Mysteria Mistica Aeterna). И хотя этот факт ни для кого не является секретом, сам Штейнер упорно отрицает какую-либо свою причастность не только к ордену, но и к любым другим обществам подобного типа.
Он искренне считает себя христианином, однако большинство разработанных им практических упражнений, способствующих развитию личности (все они объединены в его книге "Тайная наука"), явно основаны на Восьмеричном Пути Будды.
За разработанные им циклы практических упражнений, помогающих вспомнить свои предыдущие жизни, многие критики называют Штейнера не иначе как выжившим из ума романтиком и фантазером. А кем еще, по их мнению, можно считать человека, который в век технического прогресса абсолютно серьезно пишет об исчезнувших континентах Атлантиде и Лемурии?
И, наверное, можно было бы согласиться с этими критиками, если бы не несколько "но"┘
Во-первых, Штейнер по-прежнему активно участвует во всех областях общественной жизни (от искусства до политики). А во-вторых, его "упражнения" имеют вполне конкретную силу.
Однако противоречия внутри Теософского общества крепнут. В отличие от последователей Елены Блаватской для Штейнера абсолютно неприемлем интерес к потустороннему миру, трансовым состояниям и видениям просто из праздного любопытства.
Ну и, разумеется, не обошлось без женщины.
Этой женщиной оказалась прибалтийская немка Мария фон Сиверс, вышедшая замуж за Штейнера и оказавшая огромное влияние на всю его последующую жизнь. Именно она подала Штейнеру мысль о том, чтобы излагать свое учение в драматургической форме.
Скандал произошел в 1912 г., когда известные члены Теософского общества прибыли в Берлин на свой ежегодный конгресс. Вместо привычного расписания лекций они увидели программу выступления поэтов и актеров и лекционный зал, украшенный яркими гирляндами.
Это явилось последней каплей, но одновременно стало началом нового Антропософского общества, поскольку значительная часть сторонников Штейнера покинули Теософское общество вслед за своим учителем.
Перед самым началом Первой мировой войны он проектирует и центр Антропософского движения - Гетеанум (названный так в честь Гете), архитектура которого воплощала Вселенную, а породы дерева подбирались по принципу строения скрипки, дабы вбирать в себя вибрации всех искусств. В строительстве Гетеанума принимали участие и представители русской интеллигенции (Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Ася Тургенева).
К 1919 г. Рудольф Штейнер суммирует свой педагогический опыт и при поддержке немецкого фабриканта Эмиля Мольта создает первую Вальдорфскую школу, в которой применяется новый подход к обучению, основанный на духовном знании человека и его развитии.
Многие из его планов остались неосуществленными, как осталась незаконченной и его автобиография "Мой духовный путь".
Однако трудно переоценить тот вклад, который Штейнер внес во многие области духовной и практической жизни. Достаточно будет сказать, что одних только Вальдорфских школ, работающих в 63 странах мира, в наше время существует свыше 900, а новое здание Гетеанума классифицировано швейцарскими властями как исторический памятник.