Тунис - небольшая африканская страна площадью чуть более 160 тыс. кв. км - ежегодно принимает свыше 5 млн. туристов. Нынешние россияне тоже могут познакомиться с этой интересной страной, ставшей одним из туристических центров Средиземноморья.
Здесь, на Севере Африки, обитало множество древних народов - финикийцев, греков, римлян, византийцев и арабов, которые принесли сюда ислам, ставший впоследствии государственной религией Туниса. Однако это не мешает современным тунисцам с должным почтением относиться к наследию предыдущих цивилизаций.
На руинах Карфагена
Более трех тысяч лет назад в Тунисе появились финикийцы. Примерно в 1100 г. до н.э. они основали Утику - один из древнейших городов мира. В прибрежных районах страны до сих пор встречаются руины финикийских городов. Самый известный из них - знаменитый Карфаген, руины которого входят ныне в состав города Туниса, столицы государства.
Название Карфагена ассоциируется в первую очередь с именем легендарного Ганнибала, который в конце III в. до н.э. начал отсюда долгий и многотрудный поход на Рим. Карфаген не раз разрушали, поэтому до наших дней сохранилось лишь немногое из его богатого наследия.
Больше повезло римским памятникам, которые сохранились в некоторых селениях Туниса. Пожалуй, самый внушительный из них - амфитеатр в Эль-Джеме, построенный во II в. н.э. Он мало чем уступает знаменитому Колизею в Риме.
Падение Римской империи отразилось и на истории тех земель, что ныне входят в состав Тунисской Республики. Начиная с VII века эти земли становятся одним из основных опорных пунктов ислама в странах Магриба (Северной Африке).
Зеленое знамя ислама
После смерти Пророка Мухаммада в 632 г. арабы продолжили расширять "Дар аль-Ислам" (Область ислама). После захвата ближневосточных земель они двинулись на запад, вдоль североафриканского побережья.
В 670 г. 10-тысячная конница арабов, которую возглавлял раис (полководец) Окба ибн Нафи, достигла Туниса, где им был основан город Кайруан. Он стал центром мусульманских владений в Магрибе, а ныне Кайруан является столицей одного из вилайетов (областей) Туниса. Арабы принесли в Северную Африку суннитский ислам маликитского мазхаба (толка).
В старину Кайруан называли Священным городом, Маяком ислама и Меккой Магриба. Здесь Окба ибн Нафи заложил мечеть, которую в Тунисе считают четвертой по важности мусульманской святыней (после мечетей Мекки, Медины и Иерусалима).
В 800 г. багдадский халиф Харун ар-Рашид назначил Ибрахима ибн аль-Аглаба правителем Ифрикии (Африки). Главным городом владений аль-Аглаба стал Кайруан. Его потомки Аглабиды значительно расширили большую городскую мечеть, которую стали называть Джами сиди Окба (Мечеть святого Окбы).
Теперь эта мечеть, рядом с которой находится Кладбище великих (предков), считается главным духовным центром Туниса. В праздник Маулид (День поминовения Пророка Мухаммада) она становится местом паломничества десятков тысяч верующих. Мечеть обязательно посещает президент страны, глава правительства и верховный муфтий Туниса. Отсюда Аглабиды отправляли войска на защиту своих владений или захват новых.
Большая мечеть Кайруана производит грандиозное впечатление, но в городе есть много и других интересных памятников, связанных с историей страны.
В 827 г. 10-тысячный арабский десант отплыл из Суса, ближайшего к Кайруану порта, к берегам Сицилии. С этого момента начинается история мусульманского владычества на этом острове, продолжавшегося почти 250 лет. С этим периодом связан расцвет экономики и культуры Сицилии. Арабы укреплялись и в других городах Магриба, которые стали для них своего рода перевалочным пунктом на пути в далекую Испанию.
Главная мечеть Кайруана, древнейшая в Магрибе, по возрасту немногим уступает Джами аз-Зитуна (Мечети олив) в городе Тунисе, которая была заложена в 732 г. Она расположена в самом центре города, и путь к ней лежит через самую старую часть современного Туниса, где шумит настоящий восточный базар. Здесь стоит памятник уроженцу Туниса ибн Халдуну (1332-1406) - великому арабскому историку и философу, автору "Истории арабов и берберов". В этой книге он рассказал о судьбах мусульманских народов Востока, и прежде всего хорошо известного ему Магриба. История других мусульманских памятников Туниса, например мечети в городе Сусе, построенные в VIII-IX вв., также связаны с эпохой становления его государственности.
Внутренние проблемы Магриба, в том числе постоянное противостояние с местными берберскими племенами, привели в 909 г. к падению династии Аглабидов. А в следующем году в Кайруан прибыл Убейдаллах, верховный вождь шиитской секты исмаилитов, обосновавшейся в этих краях и пользовавшейся поддержкой оседлых берберов. В Кайруане Убейдаллаха провозгласили Махди (мессией) и халифом, тем самым было положено начало династии Фатимидов, возводивших свое происхождение к дочери Пророка Мухаммада Фатиме.
Земли Туниса стали первым владением нового халифата, созданного Фатимидами, в состав которого постепенно вошли почти весь Магриб и ряд стран Ближнего Востока. Но в Тунисе религиозные новшества исмаилитов не прижились. В 916 г. последователи Убейдаллаха перенесли столицу из Кайруана в приморскую крепость, названную Махдией. Затем они и вовсе покинули Магриб и двинулись в сторону Египта, где в 969 г. их военачальник Джаухар ас-Сикили основал город аль-Кахира (Каир), ставший новой столицей государства Фатимидов (909-1171 гг.). Но тунисская Махдия сохранила роль столицы и при новой династии Зиридах (972-1148), выполнявших роль фатимидских наместников в Магрибе.
Однако религиозные противоречия постоянно давали знать о себе, и исмаилитская идеология так и не прижилась в Тунисе. В Махдии, расположенной на вытянутом в море полуострове, сохранились памятники той эпохи: Скифа аль-Кала (Темные ворота), ведущие от моря в город, большая мечеть, руины султанского дворца, арсенала и замка более поздней постройки Бордж-аль-Кебир.
Можно вспомнить о многих других событиях в истории Туниса и об их памятниках, будь то Большая мечеть IX в. в древнем Сфаксе, втором городе страны, или малые города и селения, у каждого из которых своя неповторимая судьба и свое лицо.
К концу XIII века Магриб постепенно терял свою самостоятельность, и в начале XVI в. здесь появились турки-османы, правившие более трех столетий. В 1881 г. Тунис был захвачен французами, которые установили протекторат над страной, длившийся до 1956 г. С этой даты для тунисцев начинается новая страница их истории.
На пути к современному обществу
Огромную роль в борьбе за независимость страны сыграл Хабиб Бургиба (1903-2000 гг.), ставший в 1957 г. первым президентом Тунисской Республики. За минувшие полвека Тунис достиг больших успехов в укреплении национального суверенитета, в поэтапном развитии экономики, образования и культуры.
Одним из первых шагов правительства Бургибы явилось принятие Кодекса гражданского состояния, согласно которому была реформирована система брачно-семейных отношений, запрещено многоженство, учреждена гражданская регистрация брака, введено равенство сторон при разводе, а чуть позже были предоставлены политические права женщинам.
При этом правительство пошло на такой рискованный шаг, как урезание имущественных прав мусульманского духовенства, приняв закон о секуляризации и национализации хабусов (земель и другого имущества, переданного на религиозные и благотворительные нужды). Свободные от налогов хабусы служили важным источником существования духовенства. После секуляризации государство было вынуждено взять на себя расходы по содержанию духовенства.
Была также упразднена система шариатских судов, и началась реформа системы образования с целью придания ей светского характера. Даже старейшая богословская семинария аз-Зитуна в городе Тунисе была передана в ведение Министерства образования и превращена в государственный университет. Позже он был упразднен и включен в качестве отдельного факультета в структуру вновь созданного Тунисского университета.
Все эти мероприятия проходили под лозунгами модернизации общества, борьбы с пережитками прошлого, создания светского государства, хотя ранее реформаторские идеи исламского образца не получили распространения в стране.
Огромную роль в проводимых реформах, в том числе в области религии, играл, несомненно, сам Хабиб Бургиба, хорошо знакомый с опытом Запада, в частности Франции. Но попытки подражания западным образцам стали создавать определенные проблемы для руководства страны, и это не могло не коснуться вопросов религии.
Первые преобразования в религиозной сфере нашли отклик в тунисском обществе. Например, власти не препятствовали женщинам отказываться от хиджаба (традиционного платка). Но дело приняло совсем другой оборот, когда были поставлены под сомнение некоторые из основных столпов ислама, в частности, когда правительство начало кампанию против традиционного поста в месяц Рамадан и против совершения хаджа - паломничества в Мекку.
Это переполнило чашу терпения тех, кто и ранее с опаской относился к реформам правительства. В тунисском обществе стали возникать оппозиционные движения, выступавшие за неукоснительное соблюдение исламских принципов и за возврат к первоначальным основам ислама. Но, безусловно, их нельзя сравнивать с современными мусульманскими радикалами, действующими в разных странах и выступающими под религиозными лозунгами с крайне экстремистских позиций.
В стране стали создаваться различные исламские организации, в том числе Ассоциация в защиту Корана при Тунисском университете. Власти пытались подавить оппозицию репрессивными мерами, вплоть до арестов, но тщетно. Оппозиционное движение имело широкую социальную базу, включающую не только крестьян, средние и низшие слои горожан, но и учащуюся молодежь. Понимая это, правительство приняло ряд мер, создав, в частности, Высший исламский совет и введя пост госсекретаря по делам религии при премьер-министре. Но эти и другие меры принимались уже тогда, когда в стране остро встал вопрос о смене власти.
В результате "конституционного переворота" престарелый Хабиб Бургиба в ноябре 1987 г. был вынужден оставить свой пост, а к власти пришел бывший премьер-министр Зин аль-Абидин бен Али, которого чаще именуют просто бен Али.
Хорошо понимая значение ислама в жизни общества, новый президент объявил о принятии целого ряда мер по укреплению господствующей религии в стране, которые коснулись самых разных ее аспектов. К этим мерам можно отнести изучение Корана в учебных заведениях и строительство новых мечетей, подготовка священнослужителей и издание религиозной периодики, денежные пособия для паломников в Мекку, амнистия ранее осужденных исламских лидеров и т.д.
Тем не менее неизменным остался прежний правительственный курс на сохранение светского характера государства и ограничение роли религии в политике. В частности, было запрещено обсуждать в мечетях политические вопросы. В этом мог убедиться и автор этих строк, посетивший одну из тунисских мечетей в пятницу.
В тот день с традиционной проповедью выступал имам - гость из Марокко. Стараясь не касаться политических тем, он вкратце рассказал о положении ислама в своей стране. В основном имам говорил о духовных ценностях исламского наследия и необходимости донести их прежде всего до молодежи, которой было очень много в мечети. Кстати, молодежь составляет половину 10-миллионного населения Туниса, а число учащихся достигает 2,3 млн.
Тунисский опыт
Страна добилась большого прогресса в области просвещения. Унаследовав все лучшее от французской системы светского образования, она стремится идти в ногу с исламским миром, проводя политику "арабизации" в системе просвещения. Сюда входит процесс обучения ряду предметов на арабском языке.
Несмотря на проведенную в стране секуляризацию, преподавание основ ислама сохраняется в системе школьного образования. Власти страны делают все возможное для того, чтобы, с одной стороны, сохранить свое богатое культурно-историческое наследие, а с другой - использовать достижения современной цивилизации в интересах народа. Безусловно, в Тунисе есть и ряд нерешенных проблем, но они носят в основном внутренний характер.
Тем не менее тунисский опыт представляется весьма интересным, в том числе с точки зрения тех дискуссий, которые ныне ведутся по проблемам сосуществования разных цивилизаций и решения этноконфессиональных проблем. Грань, разделяющая традицию и прогресс, здоровый консерватизм и модернизацию, духовное и светское, довольно тонка... Достаточно где-то притормозить или, наоборот, ускорить те или иные процессы, как последует взрыв или будут созданы предпосылки для такого взрыва в последующем.
Особенностью тунисского общества является толерантность к иному. Несмотря на то что население республики на 99% составляют мусульмане, на ее территории проживают верующие и других религий. Тунисская Конституция гарантирует им свободное отправление религиозного культа при условии, если это "не нарушает общественного порядка".
Из других религиозных общин наиболее многочисленными являются христианские: католики, протестанты и православные. К числу первых относятся выходцы прежде всего из Франции и Италии. В самом центре города Туниса, на авеню Хабиба Бургибы, высится построенный в 1882 г. внушительный католический кафедральный собор. Неподалеку от него, на авеню Мухаммада V, стоит православная церковь Св. Николая Чудотворца. Другой православный храм находится в портовом городе Бизерта. Его история связана с историей российской черноморской эскадры, укрывшейся здесь после Гражданской войны.
В Тунисе проживают около 20 тыс. иудеев. Часть из них - это потомки тех, кто вынужден был бежать из Испании, когда там в конце XV в. гонения на мусульман и последователей иудаизма достигли своего пика. Другая часть евреев обосновалась в Тунисе в незапамятные времена. Они поселились на острове Джерба, ныне известном многим туристам. Согласно легенде, это были евреи, бежавшие из Иерусалима, разрушенного вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н.э. На Джербе, рядом с мечетями, мирно соседствует древняя синагога Эль-Гриба, один из центров паломничества иудеев. Полагают, что в ней сохранился фундамент, относящийся к V в. до н.э., и здесь же хранятся древнейшие тексты Торы, или Пятикнижия Моисеева.
Нередко Тунис называют наиболее развитым государством "третьего мира", где с уважением относятся ко всем независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Интересно, что теперь в учебные программы тунисских школ вводится факультативное изучение русского языка, вызванное растущим потоком россиян, приезжающих в Тунис, чтобы воочию увидеть эту жемчужину Северной Африки.