Современный диалог религий многие считают утратившим актуальность. Действительно, ушел в прошлое энтузиазм 60-80-х годов, когда в мире, как грибы после дождя, росли межрелигиозные группы, большинство которых заявляло о близости своих амбициозных целей: разрешения всех религиозных конфликтов, вечного примирения религий и конфессий вокруг "глобальной этики", то есть минимального набора нравственных правил, чья задача - обеспечить беспроблемное и комфортное существование людей на Земле.
Однако 90-е годы, а особенно "мир после 11 сентября" показали утопичность проекта "смешения вер" в секулярно-гуманистическом коктейле, подслащенном прекрасными словами о мире и дружбе. Идеи Ганса Кюнга, создателя "глобальной этики", не нашли понимания как в его Католической Церкви, так и среди большинства членов других религиозных общин. Последний проект в стиле "ребята, давайте жить дружно", Всемирный миротворческий саммит религиозных и духовных лидеров в Нью-Йорке в 2000 году, был раскритикован за неадекватный состав участников и за "обход острых углов". В итоге начатый на саммите процесс создания межрелигиозного совета при Организации Объединенных Наций столкнулся с кризисом доверия.
Тем не менее потребность в межрелигиозном диалоге велика как никогда. Очевидно, неправильной оказалась та его модель, которая навязывалась религиям светскими мыслителями ХХ века, - модель антропоцентрическая. Ведь для по-настоящему религиозного человека хранить свою веру и стремиться к Небу гораздо важнее, чем обустраивать земную жизнь. Каждая религия считает себя наиболее истинной. Помимо этого оказались слишком сильны принципиальные различия во взглядах верующих на Бога, человека, устройство общества. До сих пор в мире конкурируют разные модели государства, связанные с различными религиозными системами ценностей, например западная демократия, возникшая в протестантской культуре, и исламский общественный строй, основанный на религиозных законах шариата.
Сегодня наиболее уважаемые международные межрелигиозные организации, например Всемирная конференция религий за мир, решительно дистанцируются от попыток создать "сверхрелигию", реформировать вероучения, нивелировать или проигнорировать вековые богословские различия.
Подобной позиции придерживается и Межрелигиозный совет России, с самого начала своей деятельности заявивший: "Совет не ставит своей целью сближение вероучений и доктрин, не имеет богослужебных форм деятельности и собственных теологических позиций. В то же время одной из его целей является содействие взаимному познанию доктринальных, философских и культурных традиций".
Время "смешения вер" уступает времени "диалога целостностей". Такой диалог предполагает уважение к богословию, правилам, духовным традициям и общественному идеалу каждой религии. В таком диалоге никакая идея не может ставиться выше вероучения какой-либо из участвующих религий и никакие интересы не могут ставиться выше пользы верующих. Причем пользы не только в нынешнем, но и в ином бытии, согласно пониманию этой пользы самими верующими. Попросту говоря, не стоит пытаться поставить религии на службу земному бытию. Это не только не объединит человечество, но приведет к еще большему разделению.
Новая реальность межрелигиозного диалога отражается и на отношениях между иудеями и христианами, как в России, так и во всем мире. Эти отношения за последние десятилетия серьезно изменились. Недоверие и отчуждение, верится, ушли в прошлое. Религиозные деятели решительно осудили антисемитизм и другие формы агрессивного национализма, принесшие кровь и слезы еврейскому народу и множеству христианских народов в минувшем веке. Однако и христианам и иудеям предстоит пройти еще немалый путь, и путь этот должен вести не к растворению двух религий в "плавильном котле", а к подлинному взаимопониманию, основанному на уважении.
Диалог двух религий не нуждается в посредниках, которыми иногда пытаются стать "надрелигиозные" ученые, власти различных государств, политики, журналисты. Именно прямой диалог лицом к лицу поможет религиозным лидерам и верующим узнать друг друга, не пользуясь для этого оптическими приборами, предлагаемыми секулярным истеблишментом, - приборами, может быть, и современными, но искажающими многое из того, что религиозные люди видят изнутри своих традиций.
Взаимоотношения религии и общества могут сегодня стать главной темой собеседований иудеев и христиан. Верующим двух религий предстоит ответить на множество общих вызовов, бросаемых им динамично меняющимся миром - меняющимся, с моей точки зрения, далеко не в самую лучшую сторону. Так, одной из самых серьезных общественных проблем по-прежнему остается унижение человека по национальному признаку, оскорбление религиозных чувств. Думается, настало время создать единый фронт разных религий против таких явлений, как антисемитизм, расизм, исламофобия, публичные плевки с телеэкрана в лицо русскому народу, другим народам России, Запада, мира. Общество должно решительно отвергнуть преступления против веры и ее символов - самого дорогого, что есть у по-настоящему религиозного человека. Уважающим себя людям следует отказать в общении тем, кто считает нормальным осквернять синагоги, разрисовывать кощунственными надписями мечети и церкви, попирать могилы, использовать свободу слова для оскорбления чувств верующих и провоцирования их на конфликт.
Между прочим, поставленные проблемы характерны не только для России и других стран СНГ. Вот почему межрелигиозное противостояние агрессивному национализму и преднамеренному святотатству должно быть международным, вовлекать глобальные и региональные форумы религий. Более того: в этих усилиях важно участие как духовенства, так и тех активных верующих, которые имеют особый авторитет в обществе: ученых, людей творчества, политиков, мыслителей, журналистов. Они должны вновь осознать ответственность за судьбу своих религиозных общин и за плодотворность диалога между ними.
Другой областью совместного приложения сил может стать возрождение традиционных ценностей семьи, чистых отношений между мужчиной и женщиной, взаимной связи поколений. Нам надлежит вместе бороться с поражающими общество пороками - пьянством, наркоманией, преступностью, бытовым насилием, пропагандой сексуальной распущенности. Совместный призыв разных религий к нравственному очищению будет звучать как никогда мощно, и противостоять ему вряд ли осмелятся даже самые отчаянные пропагандисты вседозволенности.
Однако еще более грозный недруг для традиционных религий, в том числе для иудаизма и христианства, - это тоталитарный секуляризм, настойчиво требующий исключить религию из публичного пространства, из круга нормообразующих субъектов и окончательно вытеснить ее в сферу жизни личности, семьи, синагогальной или храмовой общины. И Израиль и Россия сегодня сталкиваются с требованием секуляризировать свою государственную и общественную жизнь, подчинить ее внешним моделям, сформировавшимся на основе ценностей "великой" Французской революции.
Последователи двух религий, по моему мнению, должны отринуть предпринимаемые секуляризаторами попытки противопоставить верующих друг другу. Нам нельзя поддаваться искушению нанести ущерб "старому недругу", фактически играя на стороне безбожников. Когда иудей выступает против массового православного религиозного образования, а православный - против влияния раввинов на евреев-бизнесменов, когда один тихо радуется антихристианской выставке, а второй - антисемитской надписи на стене, оба наносят вред не религии-"оппоненту", а религии вообще, в том числе религии собственной. Ибо поддержка действий, ограничивающих или разрушающих целостный религиозный образ жизни, никогда не пойдет на пользу кому-либо из верующих. Она лишь усилит и без того доминирующие силы, чьи боги - потребление, комфорт, достаток, развлечения, власть и гордыня.
Итак, сегодня христиане и иудеи могут перейти от отношений "толерантности" к сотрудничеству для взаимного блага. И лучший путь к этому - понять и прочувствовать обе традиции, ощутить их "запах" и "вкус", а главное, начать помогать друг другу - прежде всего помогать остаться собой в нынешнем сложном, мятущемся мире.