Современное светское общество в Европе незаметно, но постоянно размывает почву под ногами сторонников традиционалистского мышления, и Швеция здесь не является исключением. Евангелическо-Лютеранская Церковь Швеции постоянно ищет пути выхода из кризиса, уповая на новые методы работы, учитывающие возраст и сферу интересов паствы. В частности, большие надежды возлагаются на обновление форм богослужения, внесение в него новых элементов, например использование джаза и рока в церковной музыке.
Сегодняшний кризис в Шведской Церкви - далеко не первый. Уже на рубеже ХIХ-ХХ вв. церковное руководство стало уделять внимание роли мирян в религиозной жизни. Проявление нового курса стало следствием переживаемого Церковью кризиса. В результате него в 1908 г. было учреждено Всеобщее церковное собрание, которое являлось представительством самых широких кругов верующих и духовенства. С момента создания этого органа церковная иерархия неизменно подчеркивала активную и решающую роль верующих во всех церковных делах.
Немалое влияние на шведских лютеран имели обновленческие тенденции, которые обозначились в Римско-Католической Церкви после Второго Ватиканского Собора (1962-1965). Идеи осовременивания христианства, прозвучавшие на Соборе, где в качестве наблюдателя присутствовал шведский епископ Свен Силен, оказались очень созвучными поискам новых путей, которыми были озабочены шведские богословы того времени. В частности, они полагали, что прежде всего необходимо сделать понятным язык богослужения. Вскоре была издана книга "Шведская месса", где оговаривались изменения в богослужениях, а главное - предоставлялась свобода в литургической практике.
В марте 1968 г. по поручению министра просвещения и культов Улофа Пальме был создан комитет по изданию руководства по литургии. В 1974 г. он в нескольких томах опубликовал материалы своей деятельности. С этого времени единого и общепринятого литургического устава больше не было, и ответственность за богослужение в значительной мере перекладывалась на приход.
В 80-е гг. ХХ в. были проведены реформы, целью которых была дальнейшая демократизация Церкви. Одним из показателей роста влияния в ней мирян стало учреждение Центрального правления Шведской Церкви, призванное руководить ее делами и решать повседневные проблемы в национальном масштабе. Председателем этого органа, впервые избранным на Церковном Соборе в 1983 г., является архиепископ, а генеральным секретарем - мирянин. В 1999 г. впервые на этот пост единогласно была избрана женщина - Лени Бьерклунд.
Важно отметить, что верующие сейчас занимаются не только финансовыми и административными делами Церкви, но и вопросами, которые традиционно относилась исключительно к компетенции духовенства. С 1980-х гг. прослеживается тенденция привлечения как можно более широкого круга мирян к исполнению обязанностей, которые раньше были прерогативой духовных лиц. Более того, с недавнего времени мирянам с разрешения епископа поручается произнесение проповеди. До 1992 г. это разрешалось только лицам, готовящимся к принятию сана. Церковный Собор отменил это ограничение, и теперь любой прихожанин имеет право проповедовать с кафедры храма (если, конечно, не возражает настоятель). Более того, союз мирян Шведской Церкви организует для прихожан, желающих играть более активную роль в богослужении, курсы проповедников, где учат ораторскому искусству.
Особое значение в процессе расширения прав мирян в Шведской Церкви имеет издание в 1986 г. сборника новых литургических правил. Теперь миряне могут активно участвовать в воскресной мессе. Целью нововведения было изменение сложившейся традиции, когда священник и органист выступали как главные действующие лица церковной службы, а прихожане оставались только зрителями. Это новшество было благожелательно встречено в приходах, поскольку среди многих лютеран распространено мнение, что самим фактом крещения они уже получили право на активную роль в Церкви, в том числе и проповедничество.
Проблема "включения" прихожан в богослужение получила дальнейшее развитие в новом издании Церковного устава, вступившего в силу после отделения Шведской Церкви от государства. Эта книга, по мысли ее издателей, должна стать настольной не только для священнослужителей, но в равной мере и для всех членов прихода, участвующих в подготовке богослужения.
Большое распространение в последние десятилетия ХХ в. получили специальные богослужения, проводимые для молодежи, женщин и семей. В 1982-1985 гг. были изданы новые тексты молитв и получила одобрение новая церковная музыка. Важно отметить, что она смело вводилась в отдельных епархиях уже с конца 1960-х гг., когда с обоюдного согласия клира и мирян, например, в приходах Стокгольма и Упсалы использовали джаз. Широкая модернизация церковной музыки произошла лишь в конце ХХ в. То, что 30 лет назад могло шокировать прихожан, теперь воспринимается совсем по-другому. Нередко месса идет в сопровождении электрогитары, флейты или саксофона. В церковную музыку привносятся элементы джаза и рока, африканские и латиноамериканские мотивы, огромным успехом пользуется введение элементов шведского фольклора.
Новая музыка требует новых текстов и современного языка. В 2000 году после 27 лет предварительной работы был издан новый современный перевод Библии, заменивший перевод 1917 г. Это событие было отмечено специальным заседанием парламента, на котором состоялась символическая передача главой правительства Ераном Перссоном нового издания Библии Церквам Швеции. Религиозные общины, со своей стороны, отметили это событие экуменическим богослужением в кафедральном соборе Упсалы.
Но модернизация богослужения и приходской жизни, призванная привлечь верующих в Церковь, в некоторых случаях приводит к совершенно обратному эффекту. Активный поиск новых форм богослужения, наблюдаемый во всех христианских общинах страны, одобряется далеко не всеми. Часть консервативно настроенного духовенства и некоторые верующие - представители так называемой "высокой Церкви", постоянно выступают с осуждением модернистских тенденций в церковной жизни. Они считают, что таким образом размываются границы между сакральным и мирским, между носителями сана и рядовыми прихожанами. По мнению церковных консерваторов, порой уже трудно определить, что есть богослужение, а что - нет.
Противники модернизации грозят даже "исходом" из Церкви и уверяют, что уже есть группы молящихся и домашние приходы, где собираются сторонники традиционного богослужения. Словом, модернизация Церкви под давлением светского общества - вещь обоюдоострая. Следуя по этому пути, шведские священники могут не только приобрести новых, молодых прихожан, но и растерять старых. Поэтому руководство Шведской Церкви старается вводить все новшества постепенно и осторожно, дабы не отпугнуть людей старшего возраста. И тем не менее уход многих шведов из Церкви стал уже реальностью.
Регулярные обзоры Исследовательского совета Шведской Церкви, бывшей до 1 января 2000 г. государственной, свидетельствуют о том, что в последние годы число людей, регулярно посещающих богослужения и приходские собрания, снизилось до критического уровня.
Теряют своих приверженцев и традиционные свободные Шведские Церкви. Только за период 1990-1999 гг. число их членов уменьшилось на 13%. Если в 1985 г. члены свободных общин составляли 3,6% всего населения, то через десять лет - только 3%. Рост числа верующих наблюдается только в католических и православных общинах (в основном за счет эмигрантов) и в некоторых общинах, имеющих свои центры в США ("Свидетели Иеговы", мормоны).
Но несмотря на то, что жители Швеции неохотно посещают храмы, статистика свидетельствует, что число церковных венчаний остается высоким (62% от всех заключаемых браков). Детей шведские семьи тоже предпочитают крестить в храме (74% всех новорожденных), то же касается и отпеваний (88% похорон совершаются по церковному обряду). Словом, в последние десятилетия Церковь в Швеции превращается в некое подобие отделов ЗАГСа, куда рядовой гражданин обращается не более двух-трех раз за всю жизнь.