Израиль потрясла очередная сенсация: впервые в истории еврейского государства на должность главы религиозного совета избрана женщина. Смадар Гросс возглавит религиозный совет города Кфар-Сабы, расположенного в 10 км от Тель-Авива. Уникальность события в том, что в настоящее время в Израиле есть несколько женщин, входящих в состав религиозных советов, но до сих пор ни одна из них не возглавляла подобное учреждение.
Избрание женщины на должность, которую до сих пор занимали только представители сильной половины человечества, вызвало неоднозначную реакцию в религиозных кругах. Раввин сефардской общины Кфар-Сабы даже издал эдикт против избрания госпожи Гросс. По его утверждению, согласно законам иудаизма, женщина не может возглавлять руководящий религиозный орган. Против избрания Смадар Гросс также выступили представители религиозных партий как в самом совете, так и на общенациональном уровне. Тем не менее ее кандидатуру поддерживал мэр Кфар-Сабы, член партии "Авода" Иехуда Бен-Хамо.
Почему же в глазах многих верующих иудеев женщина и религиозный совет оказались несовместимыми, как гений и злодейство? Вообще-то у иудеев религия - это прежде всего мужское занятие. В ортодоксальном иудаизме изучение Священного Писания, молитвы в синагоге, занятия каббалой разрешены только мужчинам.
Религиозные советы на Земле обетованной решают вопросы финансирования синагог, контролируют деятельность похоронных обществ, следят за выполнением кашрута - религиозного ритуала забоя животных в скотобойнях и на предприятиях питания. Согласно иудейской религиозной традиции, женщина не может заниматься ни похоронами, ни ритуальным забоем скота, не говоря уж о финансовых делах.
Однако, как выяснилось в последние годы, израильские мужчины не всегда хорошо справляются со своими обязанностями. Несмотря на то что члены религиозного совета фактически являются государственными чиновниками и должны получать жалованье не меньше, чем у работников муниципалитетов, в реальной жизни религиозные советы уже бастовали, требуя погашения задолженности по зарплате (см. "НГР" # 16 от 01.09.04).
Более того, в марте 2004 года несколько раввинов - сотрудников религиозного совета города Кирьят-Ата написали президенту Египта Хосни Мубараку письмо с просьбой принять их... обратно в рабство. "Мы вновь лишены всего, мы вернулись к положению рабов - работаем, но не получаем зарплаты. Мы вернулись к положению, когда у нас вновь нет еды, и даже мацы - хлеба для бедняков - у нас нет. Господин президент, мы обращаемся к вам от безысходности и просим вас повернуть колесо истории назад и вернуть нас назад - в рабство в Египет. Мы готовы вернуться в Египет в рабство в обмен на еду и крышу над головой. Мы предпочитаем быть рабами в Египте, чем работниками в Израиле".
Так что религиозный совет в маленьком израильском городе - это не тихое бюрократическое местечко, а учреждение, где бушуют нешуточные страсти и рождаются сенсации. А там, где страсти и сенсации, как обойтись без женщин? Тем более в Израиле. Ведь среди его основателей одна из самых знаменитых женщин ХХ века - Голда Меир. Иммигрантка из России, выросшая в США, стала единственной женщиной, подписавшей Декларацию независимости Израиля, его первым послом в СССР, первым министром труда и социального страхования, первой женщиной - министром иностранных дел и, наконец, первой и единственной женщиной - премьер-министром Израиля.
Ее дух, упорство, уверенность помогли ей создать еврейское государство и в конечном итоге привели к тому, что она стала первой женщиной - вождем еврейского народа. Голда Меир умела совмещать активную политическую деятельность с не менее бурной личной жизнью. Ее возлюбленными были многие "отцы-основатели" Израиля, в том числе знаменитый Давид Бен-Гурион. Пример "великой Голды" заразителен, и многие израильтянки мечтают именно о такой яркой жизни, наполненной событиями и любовными приключениями. Но это плохо сочетается с канонами иудаизма, в котором женщине отведено "почетное второе место".
Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина благодарит Бога за то, что Он не создал его женщиной. С другой стороны, большим уважением пользуется женщина-мать (супруга, сестра) как хранительница очага и воспитательница детей. Правда, исполнение этих функций не вменяется в заслугу, а является обязанностью. Женщина обречена страдать, в муках рождая детей (Быт. 3:16). Но в деторождении полагается и ее спасение, и спасение всего еврейского народа, так как рано или поздно одна из еврейских женщин должна произвести на свет Мессию (Мошиаха) - помазанника Божия, спасителя народа Израиля.
Кроме того, согласно религиозному закону, национальность также определяется не по мужской, а по женской линии. Но, несмотря на столь высокое понимание предназначения женщины, никакого равноправия здесь нет и быть не может. Иудейская женщина обязана быть всего лишь помощницей мужа. Если мужчина занимается изучением Торы и Талмуда, жена обязана взять на себя все домашние хлопоты, чтобы освободить его для "духовного роста". Многие раввины считают, что женщина дополняет мужчину и содержит в себе все, что недостает ему как в физическом, так и в духовном мире. Но проявляется это только в браке, который привносит в отношения между мужчиной и женщиной святость.
Женщина несет в себе колоссальный потенциал, который мужчина призван раскрыть, но ее духовные силы должны находить свое выражение только через достижения мужчины. В Талмуде сказано: "Если ты хочешь узнать, кто муж, - посмотри на жену". Имеется в виду, что иногда истинные свойства мужчины определить трудно: никто не знает, является его поведение искренним или притворным, намерения чистыми или извращенными. В этом случае жена может стать разгадкой: ее характер и поведение помогут расшифровать состояние души мужа, так как оно во многом зависит от потенциала, заложенного в его жене.
Безбрачие отвратительно для иудаизма. С моральной точки зрения оно приравнивается к такому тяжелому преступлению, как пролитие крови. Талмуд утверждает: "Тот, кто живет без жены, не знает добра и пребывает без радости, благословения, помощи и искупления грехов".
Конечно, роль жены и матери - это весьма почетные (а для некоторых и завидные) роли, но современная израильская жизнь предлагает женщинам не менее привлекательные варианты - от службы в армии до политической карьеры. Да и традиционный брак становится в Израиле все менее популярным, прежде всего из-за сложности оформления оного. Ведь ни один израильский раввин не совершит "хупу" (свадебный обряд) без соответствующих документов, удостоверяющих, что жених и невеста принадлежат к богоизбранному народу. Получить такой документ весьма непросто, особенно для русских репатриантов, потерявших связь с еврейской традицией. Для людей, не владеющих никакими языками, кроме русского и разговорного иврита, трудно собрать все бумаги, необходимые для заключения брака. Гораздо легче просто жить вместе со своим избранником или совершить романтическую поездку на остров Кипр. Заключенные там браки признаются в Израиле.
Современную израильтянку легче представить себе в военной форме, чем в длинной юбке, парике или платке. Конечно, в иерусалимском квартале Меа Шеарим можно увидеть подобных дам, но это скорее экзотика, чем норма жизни. Израильтянки, даже верующие, предпочитают более свободную форму одежды. Они хотят пользоваться всеми достижениями западной цивилизации, уравнявшей в правах женщину и мужчину.
После избрания Смадар Гросс на роль председателя религиозного совета города Кфар-Сабы солидарность с ней выразили активистки женской религиозной организации "Эмуна" ("Вера"). "Избрание на важный пост религиозной, сионистски настроенной женщины придаст больше достоинства национально-религиозному движению всей страны", - говорится в их заявлении. Здесь немаловажное значение имеет то обстоятельство, что Смадар Гросс - дочь Авнера Шаки, бывшего министра юстиции, одного из лидеров национальной религиозной партии МАФДАЛ. Недавно ее представители покинули правительственную коалицию в знак протеста против демонтажа еврейских поселений в Самарии и Газе.
В Израиле сторонников МАФДАЛ называют религиозными сионистами. Они служат в армии и полиции и готовы нарушить Шаббат (субботу), если этого потребуют интересы обороны и безопасности Израиля. Это весьма активная группа населения, которая старается сохранить верность традициям, не игнорируя требований современной жизни.
В интервью израильской газете "Хаарец" Смадар Гросс сказала, что ее избрание - дело совершенно новаторское, но раввинам беспокоиться не о чем, поскольку она будет строго придерживаться еврейского религиозного закона (Галахи). Этим заявлением она стремилась успокоить встревоженных иудеев-ортодоксов: женщина - председатель религиозного совета и женщина-раввин (как у иудеев-реформистов) - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Смадар Гросс не собирается заниматься тем, что считается прерогативой раввината. У нее есть более важные задачи, например, вопросы финансирования религиозных советов, чтобы раввины, которым не платят зарплату, не просились обратно в египетское рабство.
Тель-Авив