Более полувека назад отцы-основатели государства Израиль мечтали о "плавильном котле" - государстве, которое объединит выходцев из Марокко и Польши, социалистов и сторонников капитализма, верующих и атеистов. Со временем "плавильный котел" превратился в конгломерат общин, которые через столкновения и компромиссы ищут пути к сосуществованию. Процесс этот продолжается по сей день и касается всех сторон жизни израильского общества - этнических, экономических, религиозных.
Ультраортодоксальная часть населения Израиля замкнута на самой себе, начиная с компактных мест проживания (в основном в обособленных районах Иерусалима и Бней-Брака) до одежды и манеры поведения, самостоятельной образовательной системы, средств массовой информации. Мало кто из секулярных, нерелигиозных жителей Израиля читал когда-нибудь "Хамодиа" или "Ятед неэман" (самые распространенные в среде ультраортодоксального населения газеты). Темы и комментарии, появляющиеся в этих изданиях, сфокусированы на жизни религиозных общин, а отношение к событиям государственного уровня формируется под влиянием взглядов религиозного мира и его лидеров. С другой стороны, общеизраильские средства массовой информации - крайне редкие гости в домах ультраортодоксов. Телевидение, газеты воспринимаются как распространители далеких от религии аморальных ценностей и поэтому остаются за порогом.
Сохраняя внешний облик общин таким же, каким он был полтора-два века тому назад, ультраортодоксы с большим трудом взаимодействуют с институтами власти. Армейская служба - один из самых тяжелых вопросов во взаимоотношениях секулярного и ортодоксального сегментов общества - неприемлема для большой части ультраортодоксальной молодежи. Голосование на выборах в местные или государственные органы власти всегда проходит в одном, заранее установленном, порядке. Раввины издают Галахическое постановление ("псак Галаха"; Галаха - иудейский религиозный закон), в соответствии с которым членам возглавляемых ими общин предписывается голосовать за ту или иную партию. В кнессете (израильском парламенте) политический блок "Яхадут ха Тора" ("Еврейство Торы") представляет ультраортодоксов ашкеназского (европейского) происхождения. Сефардов (изначально выходцев из Ближнего Востока) представляет партия ШАС.
Между ашкеназами и сефардами существует немалая разница. Они по-разному взаимодействуют с государством и в разной степени открыты современным веяниям. Последние все активнее интегрируются в светское общество, несмотря на попытки общинного истеблишмента помешать этому процессу. Служба в армии, свободное голосование (не обязательно за партию ШАС, но и за другие общеизриальские партии), чтение не только общинной прессы - все это характеризует изменения, происходящие в среде сефардских ортодоксов. В отличие от ашкеназов, чьи СМИ по большей части печатные, у сторонников ШАС существует целая сеть неофициальных, "пиратских" радиостанций. Эти радиостанции, передающие с частных квартир, нигде не зарегистрированные и не платящие соответствующего налога, нередко закрываются полицией... лишь для того, чтобы через несколько дней начать передавать снова.
И в ашкеназской, и в сефардской ортодоксальной среде существуют самостоятельные образовательные системы. Помимо обязательных общеобразовательных дисциплин упор в них делается на религиозные предметы. Но если ашкеназы не принимают в учебные заведения посторонних, то сефарды прикладывают немало усилий, чтобы привлечь в свои школы не только строго религиозных людей. Условия, предлагаемые в этих школах (маленькие классы, горячие завтраки, к тому же детей на занятия привозят на специальном автобусе), - серьезный стимул для многих семей, особенно малоимущих, отдавать своих детей именно туда. Именно такие школы "пиратские" радиостанции пропагандируют особенно активно.
Насколько неоднородно израильское общество вообще, настолько многолик и его религиозный слой. Если ортодоксы и ашкеназского и сефардского происхождения, несмотря на разницу между ними, стремятся сохранить свои характерные черты и образ жизни, то движение так называемого религиозного сионизма ставит во главу угла интеграцию между соблюдением заповедей Торы и активной деятельностью в рамках государства.
Центральная газета национально-религиозного движения "Хацофе" хоть и имеет все черты религиозного издания, но тем не менее она охватывает и темы общегосударственного характера. Об открытости национально-религиозного движения духу страны свидетельствует и тот факт, что именно религиозные сионисты оказывали в начале 90-х годов прошлого века самую активную помощь выходцам из СССР - людям в массе своей от религии весьма далеким. Интересы этого движения выражает в кнессете партия МАФДАЛ (аббревиатура Национально-религиозной партии).
Однако далеко не все сторонники этого движения голосуют именно за нее. Служба в армии является в среде религиозных сионистов не только само собой разумеющейся, но и одной из высших ценностей. Солдат и офицеров в вязаных кипах (особый головной убор, характерная деталь религиозных сионистов в отличие от ультраортодоксов, носящих черные матерчатые кипы) можно встретить во всех элитных армейских частях страны.
Охарактеризовать еврейскую религиозную общину Израиля как единое целое просто невозможно. Она делится не только по принципу строгости соблюдения заповедей Торы, но и по этническому признаку, и по тому, в какой степени данная часть общины взаимодействует с государством и его институтами. И здесь, как и почти во всем этом гиперактивном государстве, почти нет "постоянных величин". И только у случайно попавших в иерусалимский квартал Меа Шеарим иноверцев может создаться ощущение, что жизнь здесь замерла еще два века назад.
Иерусалим