0
2520
Газета Вера и люди Интернет-версия

26.05.2004 00:00:00

Мечеть всея Руси

Фарид Асадуллин

Об авторе: Фарид Асадуллин - заведующий отделом науки и связей с государственными службами РФ Московского муфтията, сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России.

Тэги: москва, соборная мечеть


Есть мечети, история которых издавна переплелась с историей города, где они возведены и давно уже стали органичной частью городского ландшафта. Все это относится и к Московской соборной мечети, расположенной недалеко от проспекта Мира в Выползовом переулке. В народе ее именуют по-разному: соборной, "татарской" либо по цвету фасада - голубой. В этом году отмечается столетие мечети. В ее истории, как в капле воды, отражена жизнь не только мусульманской общины города, но и самой столицы, и Российского государства в ХХ веке.

Символ жизнестойкости

Для москвичей Соборная мечеть - такая же памятная достопримечательность, как, например, построенные также в начале ХХ в. бруклинская мечеть на Паверс-стрит в Нью-Йорке для американцев или знаменитая Первая парижская мечеть, расположенная недалеко от станции метро Censier-Daubenton, - для французов.

В ноябре этого года исполняется ровно 100 лет, как в Московской соборной мечети, имевшей тогда статус квартальной, прозвучал первый азан - призыв к молитве, возвестивший о начале жизни нового мусульманского прихода столицы. В отличие от тысяч других российских мечетей, разрушенных или закрытых в советское время, Соборной мечети была уготована счастливая судьба. Для верующих ее двери никогда не закрывались. Например, Санкт-Петербургская мечеть, считавшаяся самой красивой в Европе, накануне Второй мировой войны решением властей была закрыта. Такая же участь постигла еще в 1936 г. и другую московскую мечеть - Историческую, построенную в ХIХ в.

Финансирование строит льства мечети взял на себя потомственный московский купец Садык Ерзин.

Московская Соборная мечеть для многих верующих, особенно старшего поколения, - один из зримых символов жизнестойкости российского ислама. Его не могли прервать ни "безбожные пятилетки" 30-х годов, ни планы КПСС по превращению Москвы в "образцовый коммунистический город". Несколько поколений имамов главного мусульманского храма столицы, начиная от Бедретдина Алимова, первого ее настоятеля, изо дня в день, из года в год вместе с ее прихожанами совершали ежедневные и пятничные богослужения. Более того, на протяжении десятилетий, с конца 1930-х и вплоть до начала 1990-х гг., Московская соборная мечеть была единственным не только в городе, но и далеко за его пределами официальным местом молитвенных сходов мусульман.

Во времена хрущевской оттепели и брежневской эпохи застоя сюда из разных уголков страны съезжались верующие не только в радостные дни праздников Ураза-байрам или Курбан-байрам, но и в дни тяжелых утрат и потерь помянуть или проводить в последний путь близкого человека и прочитать у его изголовья поминальную молитву джаназа-намаз.

Вторая мечеть Москвы

К концу ХIХ в. в Москве насчитывалось около 10 тыс. мусульман, что привело к образованию в Мещанской части столицы (Мещанские улицы) нового прихода. Его центром стал населенный татарами дом на Цветном бульваре, примыкавший к Сретенке. Это место по имени обрусевшего волжского булгарина Степана Кучки долгие столетия вплоть до XVIII в. носило название Кучкова поля или просто Кучково. Непривычное для русского уха Кучка восходит к словам тюркского корня "кучу" - перемещение, переезд, кочевье (отсюда происходит имя хана Кучума) либо "кучюк" - маленький, небольшой.

В "Повести о начале Москвы" история сохранила нам одну из ярких и драматичных страниц противостояния между боярином Кучкой и Юрием Долгоруким. Как повествует летопись, развязка этой истории наступила тогда, когда дочь Степана Кучки Улита, мстя за отца, убила в 1174 г. своего суженого, князя Владимиро-Суздальского Андрея Боголюбского, сына основателя Москвы Юрия Долгорукого.

Риза-хазрат Мустафин, имам-хатыб Московской соборной мечети. 1960-е годы. Фото из архива Совета уфтиев России

В 1894 г., в год вступления на престол последнего российского императора Николая II, имам новой общины Бедретдин Алимов обратился с ходатайством о строительстве новой мечети в районе пересечения Тверского, Мясницкого и Сретенского участков. Дело долго не сдвигалось с мертвой точки, но постепенно стараниями состоятельных москвичей, представителей родовитых фамилий касимовских татар Акбулатовых, Ширинских, Бурнашевых и Ерзиных удалось создать круг заинтересованных лиц, которые взяли на себя все хлопоты по решению этого вопроса с московскими властями.

Место для строительства новой мечети удалось найти на Выползовской улице (впоследствии переулке), названной так по фамилии домовладельца Выползова, жившего здесь в XVIII в. В 1902 г. на средства касимовского купца Акбулатова и мещанина Бакирова был приобретен земельный участок площадью 0,77 га в Мещанской части, принадлежавший по окладным книгам Городской управы потомственному почетному гражданину С.А. Мошкину. 2 декабря 1902 г. после оформления дарственной Оренбургскому Магометанскому духовному собранию эта земля фактически стала собственностью второго мусульманского прихода Москвы.

Официальное разрешение московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, полученное вскоре после этого, окончательно открыло дорогу для возведения мечети. В 1903 г. архитектором Н.А. Жуковым был подготовлен проект квартальной мечети в византийском стиле с хорами на 2000 молящихся. Финансирование ее строительства взял на себя потомственный московский купец Садык Ерзин, самый старший из сыновей основателя "Восточного торгового дома Салих Ерзин и сыновья". Ему принадлежал один из больших магазинов дореволюционной Москвы, специализировавшийся на торговле бухарским хлопком, а также шелком, кожей и мехами.

Именно благодаря привлечению необходимых средств строительство мечети, начатое в июне 1904 г., к ноябрю было уже завершено. В описи владения за 1906 г. значится "каменная 2-этажная с подвальным этажом мечеть". Позднее, перед началом Первой мировой войны во дворе были построены два двухэтажных дома: в одном размещалось духовное училище, в другом - квартиры духовенства.

Между двумя войнами

Начало второго десятилетия ХХ в. можно считать своеобразным рубежом в жизни мусульманской общины столицы. Она вышла из состояния религиозной замкнутости, став активным субъектом городской жизни. Состоящая из двух приходов и двух мечетей община превратилась не только во вторую по численности и значению религиозную группу, но и стала довольно заметной и влиятельной общественной силой, с которой московские власти стремились поддерживать хорошие отношения и при случае оказывали соответствующие знаки внимания.

В годы Первой мировой войны в обеих мечетях был налажен сбор добровольных пожертвований для нужд фронта. В первые месяцы войны благодаря стараниям имама-хатыба ахуна Абдульвадуда Фатхетдинова по пятницам проводился сбор средств в пользу раненых и их семей. Всего с сентября по октябрь 1914 г. было собрано 334 рубля 19 копеек. Деятельная натура ахуна Фатхетдинова во многом способствовала тому, чтобы к десятой годовщине открытия мечети она приобрела всероссийскую известность. В ней бывали депутаты мусульманской фракции Государственной Думы дореволюционной России, знаменитый просветитель Исмаил Гаспринский, часто гостил глава Духовного управления мусульман Внутренней России муфтий Галимджан Баруди и его приемник на этом посту всемирно известный татарский богослов Ризаутдин Фахретдин.

В первые годы советской власти, особенно после переноса столицы государства в Москву, она из квартальной мечети постепенно превращается в место, где пересекались интересы многих деятелей мусульманской общественности и деловых кругов Москвы и России. Являясь центром мировой революции, столица притягивала молодых и амбициозных деятелей национальных движений из многих мусульманских стран, которые учились в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Здесь можно было встретить известного в будущем турецкого поэта Назыма Хикмета, иранского писателя Лахути, индийского драматурга Хабиба Вафу и многих других. Вплоть до конца 1920-х гг. религиозная жизнь вокруг двух московских мечетей, несмотря на тяготы "военного коммунизма" и НЭПа, протекала без серьезных потрясений. Это было связано с общим революционным подъемом в стране и попытками новой власти укрепить доверие мусульман к советскому строю.

Перелом наступил в 1936 г., когда после закрытия первой московской мечети (Исторической) вторая получила новый статус Соборной. Она стала последней сохранившейся мечетью в Центрально-Европейской части СССР. Одновременно с этим началась кампания по ликвидации "реакционного духовенства", во время которой были репрессированы многие представители мусульманского духовенства столицы, а также активные верующие.

Например, Садык Ерзин, некогда известный татарский меценат, был лишен не только своего огромного состояния, но и отцовского дома в Татарской слободе. Построенная когда-то на его средства и расположенная в нескольких километрах от Кремля мечеть, настоятелем которой в те годы был имам-хатыб Халиль Насретдинов (1890-1964), по всей видимости, была оставлена сталинским режимом для чисто пропагандистских целей. Власть хотела продемонстрировать мировой общественности торжество "подлинной" свободы совести в СССР, гарантированной Конституцией 1936 г.

Мечеть Олимпиаде не помеха

Перед войной в Московской соборной мечети началась многолетняя духовная деятельность имамов Ахметзян-хазрата Мустафина (1902-1 986) и Ризаутдин-хазрата Басырова (1907-1994), сделавших за свою жизнь очень много для служения верующим и для сохранения самой мечети, которую в конце 1970-х годов хотели снести. Изучая архив Совета по делам религиозных культов при Совете министерства СССР за 1940-1950-е гг. видишь, какой огромный объем работы приходилось выполнять имамам столичной Соборной мечети, занимавшимся часто делами, входящими в прямую компетенцию центральной духовной власти - Уфимского муфтията. Сюда входило налаживание связей с зарубежными мусульманскими организациями, издание ежегодных лунных календарей, оформление пенсий работникам мусульманских общин и даже помощь нищим, собирающимся вокруг мечети.

В 1950-е гг. Московскую соборную мечеть посещали лидеры национально-освободительных движений и главы дружественных по отношению к СССР афро-азиатских государств: первый президент Индонезии Сукарно (1956), наследный принц Йеменского королевства эмир Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадр (1956), президент Египта Гамаль Абдель Насер (1958), а также парламентские делегации Ирака, Судана и Сирии.

Особая страница истории Соборной мечети связана с проведением в Москве ХХII Олимпийских игр и строительством в непосредственной близости от нее спорткомплекса на проспекте Мира. В Моссовете и горкоме партии в середине 1970-х гг. раздавались голоса о том, что соседство строящегося олимпийского объекта и мечети может испортить впечатление о спортивном празднике и создать у гостей невыгодный образ столицы как "образцового коммунистического города".

Судьба мечети, по словам людей, прямо вовлеченных в это дело, действительно висела на волоске. Планам ее сноса помешала твердая позиция мусульманской общественности, во главе которой стали московские имамы Мустафин и Басыров. Свой протест также недвусмысленно выразили послы Египта, Ливии и других арабо-мусульманских стран. Общими усилиями мечеть удалось отстоять. К тому же ближе к Олимпиаде стало известно, что она из-за бойкота США и его союзников пройдет без того размаха, который планировался изначально.

Москва мусульманская

Новая веха в жизни Московской мечети началась в середине 1980-х годов. Она ознаменовалась бурным всплеском интереса к исламу, а также оживлением связей с единоверцами из восточных стран. В ноябре 1987 г. прихожанам Соборной мечети ее старейшиной Риза-хазратом Басыровым был представлен новый молодой имам, работавший до этого ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. Это был Равиль-хазрат Гайнутдин, с именем и делами которого связана новейшая история не только самой знаменитой мечети, но и российского ислама в целом.

В 1990 г. на базе Московской соборной мечети впервые в истории города был создан Исламский центр, а затем духовно-административная структура - Московский муфтият - Духовное управление мусульман Европейской части России (1994 г.) и, наконец, духовно-консолидирующий центр мусульман России - Совет муфтиев России (1996 г.). К концу 1990-х гг. благодаря организационно-структурным изменениям в жизни мусульманского сообщества Москва превращается в духовный центр российского ислама.

Московскую соборную мечеть и Московский муфтият за последние годы посетили президент Ирана Мухаммед Хатами, премьер-министр Малайзии Махатхир Мухаммед, генеральный секретарь Лиги Исламского мира Абдалла Абдулькасем ат-Турки, генеральный секретарь Организации Исламская Конференция Абдель Вахед Бельказиз. Здесь проходили переговоры об укреплении международного сотрудничества и внутрирелигиозных связей с арабо-мусульманским миром. Входят в обычную практику регулярные встречи председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина с президентом страны Владимиром Путиным.

Москва, ставшая многонациональной столицей, постепенно приобретает облик поликонфессионального мегаполиса. В этих условиях Московская Соборная мечеть, остающаяся главной мечетью не только города, но, возможно, и страны, является действенным фактором консолидации мусульман и вовлечения их в созидательные процессы, идущие в последние годы в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1541
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1741
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1849
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4203

Другие новости