0
2166
Газета Вера и люди Интернет-версия

21.04.2004 00:00:00

Владычица морская

Валентин Лю

Об авторе: Валентин Лю - китаевед, кандидат исторических наук.

Тэги: тайвань, богиня, мацзу


Больше половины жителей Тайваня верят в разных богов и духов. При этом даже те, кто исповедует традиционные религии, привыкли считаться с древними суевериями. Например, многие из них полагают, что человек, который хочет стать президентом страны, должен иметь на это "мандат Неба".

Приметы и суеверия пронизывают все слои тайваньского общества. Прежде чем принять какие-то важные решения, миллионы людей навещают прорицателей.

Судя по социологическим опросам, к ним регулярно приходят около 64% современных хорошо образованных тайваньских женщин в возрасте от 20 до 35 лет. И эта цифра все время растет. Хотя многие тайваньцы не считают себя суеверными, они все же склонны к обсуждению своих личных проблем с прорицателями. Более 80% респондентов признались, что сознательно прибегают к помощи гаданий при выборе благоприятных дат для свадеб, похорон, открытия бизнеса, покупки и продажи квартир, сдачи экзаменов и даже визитов к врачу. Около 70% говорят, что верят в судьбу, а 55% разделяют народное поверье о том, что ошибки прошлой жизни приводят к неудачам в жизни нынешней.

Двери квартир, витрины магазинов и салоны автомашин тайваньцев, как правило, украшены надписями с пожеланием благ, изображениями богов и прочими оберегами. Стремление избавиться от неблагоприятной кармы приводит даже к тому, что многие тайваньцы меняют свои имена, если решают, что это может сделать их более счастливыми. Один известный на острове прорицатель поведал прессе о том, что однажды выбрал новые имена для целой семьи из пяти человек во главе с бабушкой. К счастью, выбор оказался удачным. Впрочем, по закону, жители Тайваня имеют право дважды сменить свое официальное имя, если новое имя оказалось не слишком счастливым.

Как тайваньцы относятся к своим богам, можно проследить на примере самого популярного культа морской богини Мацзу, которой молятся все жители острова. Храмы в честь этой богини можно встретить повсюду. Ее прообразом стала девушка по фамилии Линь из рыбацкой деревушки, расположенной на острове Мэйчжоу, у берегов провинции Фуцзянь. По легенде, и до и после своей смерти она оберегала моряков, оказавшихся в беде. Неудивительно, что первые тайваньские переселенцы захватили Мацзу с собой, когда впервые появились на острове.

Эта же богиня сопровождала и оберегала их во времена освоения острова. С годами Мацзу "тайванизировалась" и превратилась из богини моря еще и в богиню дождя. У тайваньцев есть такая поговорка: "Господин Дадао повелевает ветром, госпожа Мацзу повелевает дождем". Поэтому многие жители острова верят, что молитвы и жертвоприношения Мацзу могут вызывать дождь.

Когда же избыток дождя приводит к наводнениям, волшебная сила Мацзу также помогает "усмирить реки". Для этого паланкин Мацзу проносят с благовониями вокруг особого места. Даже если в этом году и будут наводнения, потоки воды должны течь в том направлении, куда движется процессия, не затопляя окрестные поселения и поля. Итак, Мацзу - это богиня, ведающая водным хозяйством всего Тайваня. А если учесть, что она еще и отпугивала от полей вредных насекомых, то легко понять, почему Мацзу играет главную роль в жизни острова.

Мацзу на острове имеет несколько особых примет. Например, у нее черное лицо в отличие от напудренной белолицей Мацзу из материкового Китая. Во многих районах Тайваня проводятся молебны и жертвоприношения Мацзу, даже если там нет собственных храмов в честь этой богини. Кроме "Мацзу шэн", дня рождения Мацзу, очень популярны церемонии "подношения благовоний" и "приглашения Мацзу". Знакомство с этими традициями позволяет лучше понять суть этого культа, а также его связь с культурой и историей Тайваня.

У каждого бога есть свой день рождения. День рождения богини Мацзу приходится на 23-й день третьего месяца по лунному календарю. Большинство людей предпочитают совершать паломничества за несколько дней до этой даты. Накануне статую Мацзу проносят в паланкине по всей находящейся под ее покровительством территории, чтобы благословить эти места. Как правило, такие паломничества продолжаются 8 дней, а весь путь составляет около 200 км.

Города и села, не имеющие своих святилищ, отмечают день рождения Мацзу, зазывая для этого "заезжих" богинь. Временами Мацзу из других районов (их называют "гостевыми") приглашаются на помощь местной богине, когда ее усилия оказываются недостаточными. И тогда в праздничных церемониях участвуют местные и "гостевые" изображения богини.

Обычно "гостевую" Мацзу приглашают из более крупных районов и населенных пунктов в меньшие. К примеру, в восточной части уезда Тайчжун, где находятся поселки Уфэн, Ужи и Дали, уже больше века существует традиция "шествия по 18 восточным деревням". Ни одна из них не имеет своего храма в честь Мацзу. Но все они поклоняются местным Мацзу, известным как "Мацзу 18 деревень". Каждый год в начале 3-го лунного месяца богини из Ханьси, Наньдунь, Тайчжун, Чжанхуа и другие местные Мацзу приглашаются к участию в общем "шествии Мацзу 18 деревень". День за днем оно торжественно проходит через все эти деревни.

"Подношение благовоний" подразумевает паломничество в отдаленные и наиболее почитаемые храмы, чтобы возжечь благовонные палочки в честь местного божества.

При возвращении богинь из паломничества по чужим краям процессия с ее изображениями проходит из дома в дом. Ее участники вынимают благовонные палочки из курильниц шествующей богини и меняют их на палочки из домов местных почитателей Мацзу. Хотя такие церемонии требуют немалых расходов, местные храмы чаще всего получают прибыль, так как праздничные шествия привлекают массу людей, не скупящихся на пожертвования. Вся церемония носит характер значительного общественного события. Это одновременно и паломничество, и налаживание новых связей.

Многие храмы Мацзу на Тайване имеют соперничающие пары изображений богини, что отражает глубоко скрытую противоречивость самой структуры тайваньского общества. Например, город Синьжу на северо-западе Тайваня делает различия между "внутренней" и "внешней" Мацзу. "Внутренняя" богиня обитает в храме Тяньхоу, а "внешняя" - в храме Чанхэ. Такое же различие наблюдается и в уездном городе Чжанхуа.

В некоторых случаях это различие вызвано тем, что один храм предназначен для официальных лиц, а другой - для простолюдинов. В других случаях один храм находится в пределах города, а другой - за городом. Иногда такое разделение объясняется тем, что местные жители родом из разных провинций. В любом случае различия между богинями отражают социальные различия между людьми.

Даже сегодня, в XXI веке, этот культ по-прежнему оказывает огромное консолидирующее влияние на жителей Тайваня, символизируя как единство тайваньцев, так и их историческую связь с материковым Китаем. В 1987 г. тайваньские почитатели богини отметили тысячелетие с момента ее восхождения на небо паломничеством вокруг острова. А 23 июля 2002 г., впервые за 55 лет, особо чтимое изображение Мацзу из храма Тяньхоу, расположенного на островах Пэнху, было доставлено прямиком через Тайваньский пролив в уезд Цюаньчжоу провинции Фуцзянь, откуда оно якобы прибыло 410 лет назад.

В 2003 году один из молебнов в честь Мацзу посетил президент Китайской Республики Чэнь Шуйбянь. По всей видимости, тайваньский президент, имя которого содержит иероглиф "вода", тоже обращался за помощью к богине перед переизбранием на второй срок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
996
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
627
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
439
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
620

Другие новости