У путешественников, прибывающих в Пекин на несколько дней, очень быстро развивается "китайский синдром": и месяца не хватит, чтобы осмотреть неисчислимые памятники столицы. Тут и Императорский дворец, и храм Неба, и Летний дворец, и Великая стена, и гробницы династии Мин. Но вот беглый осмотр достопримечательностей завершен, и мы снова выходим на Тяньаньмэнь (площадь Небесного спокойствия). В четырех километрах к западу от нее находится самая крупная в Северном Китае даосская обитель Байюнгуань (Белое облако).
Стою перед входом в монастырь. На воротах цветистой арки четыре вывески: "Издательский отдел журнала "Китайский даосизм"; "Китайская даосская семинария"; "Китайская даосская ассоциация"; "Институт китайской даосской культуры". Рядом будка, откуда машет рукой привратник: входной билет - 10 юаней! (В пересчете - доллар с четвертью.) Деньги нужны на реставрацию обители.
После реконструкции, на которую ушло два года напряженного труда (1985-1987), монастырь Байюнгуань приобрел прежний величественный облик. Сейчас в нем 30 послушников. Храм вновь могут посещать паломники и туристы.
В приемной Китайской даосской ассоциации висит картина. На ней два человека почтительно приветствуют бородатого мужчину, едущего на корове. Ездок этот не кто иной, как Лао Цзы, считающийся основателем даосизма (VI в. до н.э.).
Согласно его учению, основой мирового порядка является "дао" - путь. Им следуют небо, звезды, планеты, Земля, неживые предметы и одушевленные существа. Движение по этому пути неизменно. Никто и ничто не может уклониться от дао. Все несчастья в жизни людей происходят от попыток противиться его предначертаниям. Поэтому задача человека - постичь свое индивидуальное дао, а обязанность правителя - повести свой народ по правильному курсу.
С обложки журнала "Китайский даосизм" на посетителей смотрит седобородый старец в пышном головном уборе с ритуальным жезлом в руках. А насельник обители цзюйши (священнослужитель), беседующий с гостями, одет более скромно. Штаны заправлены в белые чулки, волосы связаны узлом сзади и стянуты повязкой с пряжкой. Живой даос собственной персоной. Перед глазами встают персонажи произведений Пу Сунлина: лисы-оборотни, седобородые кудесники-даосы. С одним из них связано нынешнее название.
Откуда оно взялось? Ведь белое облако вроде бы не фигурирует среди даосских символов. Но обратимся к историческим хроникам. В 1224 году в монастырском храме поселился известный даос Цю Чан чунь (Совершенный), спустившийся с Дасюэшань (Большая снежная гора). Когда старец скончался, его похоронили в монастыре. Император Ши-цзун в середине XVI века как-то посетил место погребения Цю Чан чуня. Был ясный день. И тут внезапно поднялся белый туман. "Сколь силен его, Цю Чан чуня, дух!" - подивился император. И предписал впредь именовать эту обитель монастырем Белого облака.
На территории монастыря несколько храмов. Первый из них воздвигнут в 1190 году. В период династии Тан (618-907) и Сун (960-1279) даосизм официально признавался государственной религией. Его священнослужители обладали обширными знаниями в области медицины, математики, астрономии, геологии и т.д. Изобретатель пороха Сунь Сы-мяо был настоятелем даосского храма в период правления династии Тан. По оценкам ученых, из 27 выдающихся ученых древнего Китая 25 были даосами или находились под влиянием даосизма.
В обители Белого облака наиболее интересен двухэтажный храм, построенный в 1428 году. Внизу - святилище Четырех небесных императоров, наверху - главные божества даосского пантеона. В центре - Юань Ши, слева - Линь Бао и справа - Дао Дэ. Последний держит символ двух начал, дающих жизнь: "инь" (женское начало) и "ян" (мужское начало).
Храм строился в непростое для даосизма время. После падения династии Сун (1279 г.) даосизм раскололся на два направления. Одно из них под названием "Цюань жен-дао" обосновалась в храме Белого облака в Пекине, а другое - "Жен идао" - в храме Тигра и дракона в провинции Янцзы. Первое направление, получившее широкое распространение на территории Северного Китая, делало акцент на индивидуальном совершенствовании, пользовалось более упрощенной процедурой посвящения, но предписывало строгие законы и правила монастырской жизни. Тот, кто выбирал удел даосского монаха, подчинял свою жизнь строгим правилам.
Вторая даосская школа, обосновавшаяся на юге Китая, уделяла большое внимание заклинаниям, молитвам, справляла пышные религиозные праздники. В отличие от "Цюань жен-дао" монахи "Жен идао" могли жениться, жить в своих домах и на деле представляли собой мирян, исповедовавших даосизм.
Несмотря на то что это учение долгое время господствовало в духовной и общественной сферах Китая, оно стало приходить в упадок с периода правления династии Цин (1644-1911 гг.), так как стоявшая у власти маньчжурская верхушка исповедовала ламаизм, а даосизм, как религия коренных китайцев, был подвергнут дискриминации. И тем не менее одна из правительниц династии Цин - вдовствовавшая императрица Цы Си (конец XIX - начало XX в.) подарила монастырю красные покровы, что свисают с потолка в зале "Сань цин гэ" - Храма высших божеств.
Во главе даосского пантеона стоит божество Юйхуан Шанди. Далее следуют его многочисленные собратья: небесный патриарх всего сущего Юаньши Пиянь, хранитель небесных сокровищ Тянь Чжун, яшмовый император Юй. Вокруг них группируются их вассалы: боги звезд, Луны, дождя, грома, снега, гор, лошадей, коров и т.д.
Неприметный служка в сером одеянии притулился сбоку от алтаря. В его ведении "второстепенные" божества. Паломников здесь немного, и привратник коротает время за чтением газеты. А у главных алтарей поток молящихся не иссякает. Один за другим они становятся на колени, опускаясь на мягкую подушечку. Затем следуют три поклона, и после каждого цзюйши ударяет деревянной палочкой по большой железной чаше. Неотъемлемая часть убранства даосских храмов - колокола и барабаны. В даосских монастырях утром ударяют в колокол, а вечером - в барабан.
Китайская ассоциация даосов была учреждена в 1957 году. Сейчас она курирует даосскую семинарию в монастыре Белого облака. Согласно официальной китайской статистике, в стране насчитывается 1,5 тыс. даосских храмов и монастырей, более 25 тыс. монахов и монахинь. Около 20 млн. жителей Китая считают себя приверженцами даосизма.
Даже если эти цифры завышены, несомненно одно - философский трактат Лао Цзы "Дао дэ цзин" в нынешнем Китае более популярен, чем цитатники Мао. Ведь по словам писателя Лу Синя, "даосизм - основа Китая".