0
1512
Газета Вера и люди Интернет-версия

21.01.2004 00:00:00

"Дело Божье" в царстве Кесаря

Фридрих Овсиенко

Об авторе: Фридрих Григорьевич Овсиенко - доктор философских наук, профессор.

Тэги: Опус Деи, деятельность, история


В начале 50-х годов ХХ в. диктатор Франсиско Франко решил осуществить в Испании радикальные перемены в политике и экономике страны, чтобы "вытащить" ее из международной изоляции и восстановить нормальные дипломатические отношения с европейскими странами и США. "Каудильо" (по-испански "вождь") понял, что при реализации данного плана он уже не может опираться на запятнавших себя широкомасштабными репрессиями фалангистов. Франко прекрасно сознавал, что именно это позволит разрушить сложившийся "образ" его одиозного режима. Так оно и произошло: в 1953 г. Испания подписала договор с США и конкордат с Ватиканом, в 1955 г. стала членом ООН и тем самым была официально признана мировым сообществом.

Испанский феномен

Что же представляли собой те новые силы, которые помогли главе испанского государства в 60-70-е годы трансформировать экономику и политику страны в соответствии с западноевропейскими стандартами?

Решающую роль в преодолении свойственных испанскому обществу конца 30-х - начала 50-х годов автаркии и жестких методов государственного регулирования сыграли технократы и политики, тесно связанные с Католической Церковью. Примечательно, что многие представители этих двух групп были членами светской католической организации "Опус Деи" ("Дело Божье"). Крупнейшим представителем группы технократов и одновременно членом этой организации был наиболее влиятельный реформатор испанской политики и экономики Лаурсано Лопес Родо, получивший прозвище "серого кардинала". И те и другие активно выступали за ликвидацию экономической отсталости страны, за сведение к минимуму вмешательства государства в экономику, а со временем - и за приоритет гуманистических и социальных ценностей.

Идея синдикалистского корпоративизма, провозглашавшаяся в 1931 году Папой Пием XI в энциклике "Quadragesimo anno", со временем сменилась в концепции идеологов "Опус Деи" и большинства технократов проповедью христианской солидарности как органичного сотрудничества рабочих и предпринимателей. К середине 50-х годов члены "Опус Деи" в довольно значительном количестве находились в рядах испанской университетской профессуры, в некоторых крупных издательствах, государственном аппарате и банковских кругах.

О постепенном укреплении позиций "Опус Деи" свидетельствовал и тот факт, что в испанское правительство, образованное в июле 1962 г., входили четыре члена "Опус Деи", а в правительство, сформированное осенью 1969 г., в сфере влияния этой католической организации находились уже десять министров. Всего во второй половине 60-х годов в Испании насчитывалось 20 тыс. членов этой организации.

Прежде чем ответить на вопрос, что такое "Опус Деи" и чем обусловлен интерес этой организации к политике (правда, формально она декларирует свою аполитичность), экономике, системе образования, банковскому делу, а главное, почему ее члены стремятся активно участвовать в деятельности органов государственной власти разных стран, рассмотрим, кем и как создавалась эта организация. Ведь по сей день направление и формы деятельности "Опус Деи", а также сам ее создатель оцениваются в Католической Церкви и вне ее по-разному.

Основатель "Опус Деи"

Будущий основатель "Опус Деи" Хосемария Эскрива де Балагер родился 9 января 1902 г. в г. Барбастро в северной испанской провинции Уэска. Готовился ли будущий святой с юных лет к принятию сана? Вряд ли, ибо, по воспоминаниям тех, кто знал его в детстве, когда в старших классах ему пришлось заняться изучением латыни, он заявил: "Латынь - это для священников и монахов".

В 1918 г. Хосемария Эскрива поступил в духовную семинарию, а в 1923 г. - в Сарагосский университет на факультет гражданского права. В 1925 г. он стал священником и через некоторое время был назначен капелланом Фонда помощи страждущим в Мадриде. Хосемария Эскрива работал с различными социальными группами, особое внимание уделяя бедным жителям мадридских окраин и больным. В частности, под его руководством монахини, работающие в фонде, открыли более 60 школ для детей бедняков, а только за один 1927 г. они посетили на дому свыше 4 тыс. больных.

По мнению церковных историков, идея создания принципиально новой католической организации пришла к Хосемарии Эскриве в виде внезапного озарения.

Бог желает святости от каждого, поучал Эскрива, и ее можно обрести в будничных трудах, на работе, дома и на улице, во всем следуя христианским принципам, и для этого не надо уходить от мира. Подобно основоположникам протестантизма Мартину Лютеру и Жану Кальвину, учившим, что выполнение своих функций на отведенном в общественной иерархии месте должно трактоваться как выражение послушания Творцу, Эскрива также рассматривал труд как соучастие в творчестве Божьем. Более того, он рассматривал всю повседневную деятельность как возможный путь к святости.

Попытка некой рационализации католического учения в изложении Хосемарии Эскривы вызвала неприятие в церковных кругах.

Вплоть до середины 40-х годов реакция церковных иерархов и большинства верующих на учение Эскривы была в основном негативной. Духовенство внушало родителям молодых членов "Опус Деи", что их дети подвергаются опасности вечного осуждения со стороны Церкви. Членов организации называли еретиками, ибо они верили, что люди могут стать святыми в суете повседневной жизни. В некоторых монашеских орденах "Опус Деи" считали новой ересью и даже церковной разновидностью масонства.

Отношение церковной иерархии к "Опус Деи" несколько изменилось во второй половине 40-х годов. В феврале 1947 г. деятельность организации впервые получила одобрение Папы Пия XII. В апреле того же года Эскрива стал личным прелатом Его Святейшества и получил титул монсеньора.

Хосемария Эскрива был советником Папской комиссии по реформе Кодекса канонического права, членом Ватиканской Конгрегации по делам семинарий и университетов, почетным прелатом Римского Папы и почетным членом Папской академии в Риме. Он автор ряда книг: "Ближние Господа" (собрание проповедей), "Путь", "Крестный Путь", "Святой Розарий", "Христос проходит рядом", "Борозда", "Кузница".

Хосемария Эскрива умер в 1975 г. и был похоронен в склепе церкви Пресвятой Богородицы - Владычицы Мира в Риме. В 1992 г. тело было перенесено в алтарь этой церкви, являющейся храмом прелатуры "Опус Деи".

Канонический статус и деятельность"Опус Деи"

На деле реализация "апостольского служения" означала создание движения духовенства и мирян в рамках Католической Церкви, стремившегося организовать общество в соответствии с прочитанными по-новому христианскими принципами. Осуществлению этой задачи, собственно, и должно было способствовать проникновение членов "Опус Деи" в органы государственной власти различных стран, достижение ими влияния в сфере мировой политики и экономики.

Каждый член прелатуры обязан осуществлять апостольское служение в своей семье, на работе, по месту учебы и т.д. Однако преимущественно члены "Опус Деи" предлагают свои услуги школам, университетам, центрам профессионального обучения, больницам. Кроме того, "Опус Деи" уделяет особое внимание подготовке менеджеров, экспертов по банковскому делу и финансам.

Организация имеет собственный устав и структуру, аналогичную епархиальной. Свои цели она реализует через "инкардинированных" (от лат. "инкардинация" - "включение"), то есть приписанных к организации священников, а также через светских членов "Опус Деи".

Миряне принимаются в "Опус Деи" на основе двустороннего письменного соглашения, определяющего взаимные обязанности. Они не ведут какой-то единый для всех образ жизни и служат в тех местах, где, как им кажется, их присутствие необходимо.

В организационном плане все члены "Опус Деи" подразделяются на "нумерариев", или действительных членов, живущих в целибате (безбрачии) и связанных традиционными монашескими обетами по образцу католических орденов (они выполняют в организации руководящие функции), и "сверхштатных" ("супранумерариев"), не связанных обетами, и просто доверенных сотрудников, которых большинство. Обычно они не афишируют свою принадлежность к организации и, как правило, не информируют об этом даже своих близких.

Место "Опус Деи" в церковном и светском мире

Эту организацию нередко сравнивают с орденом иезуитов, созданным в 1534 г. испанцем Игнатием Лойолой. Их роднят централизованное иерархическое устройство, жесткая дисциплина, стремление проникнуть в систему образования и государственного управления, а также сохранение в тайне всего, что касается методов их деятельности. В частности, "Опус Деи" никогда не публикует списков своих членов, а также годовых финансовых отчетов.

До 1945 г. прелатура "Опус Деи" развивалась в основном в Испании, но после переезда Эскривы в Рим она стала активно распространяться по всему миру. В 1945 г. первые члены организации появились в Италии и Португалии, в 1946 г. - в Англии, в 1947 г. - во Франции и Ирландии. В 1949 г. "Опус Деи" распространилась в США и Мексике, на следующий год - в Чили и Аргентине. Затем последовали Япония, Австралия, все страны Западной Европы, а в 60-80-х годах - страны Центральной и Восточной Европы.

В 1950 г. "Опус Деи" получила статус светской церковной организации, формально подчиняющейся Ватиканской Конгрегации по делам монашеских орденов, которая поначалу относилась к ней с большим недоверием. Папы Иоанн XXIII и Павел VI также не очень жаловали эту организацию. Гораздо большее доверие "католическим масонам", как иногда именуют членов "Опус Деи", оказывает нынешний Понтифик. Он высоко оценивает вклад "Опус Деи" в христианизацию общественной, политической и экономической жизни современного мира. Именно Иоанн Павел II присвоил в 1982 г. этой организации ранг "личной прелатуры", выведя ее таким образом из-под юрисдикции епархиального руководства.

В октябре 2002 г. Ватикан по инициативе Иоанна Павла II причислил к лику святых основателя "Опус Деи". Этот акт до сих пор вызывает оживленные споры в общественных и церковных кругах из-за неоднозначных оценок деятельности как этого испанского священника, так и основанной им организации.

И действительно, оценивать деятельность Хосемарии Эскривы де Балагера и созданной им организации очень сложно. Стремление демократизировать церковную жизнь шло параллельно с созданием, по сути, транснациональной структуры и своеобразных "групп проникновения". Их задачей было и по-прежнему остается воздействие на политику, экономику и управленческие структуры различных стран.

Об "Опус Деи" сегодня известно немало, но гораздо большая часть информации об этой организации остается недоступной не только для исследователей, но и для весьма высокопоставленных церковных иерархов. Бесспорно, "Опус Деи" принадлежит к самым многочисленным и влиятельным объединениям священников и мирян в Католической Церкви. В настоящее время в ней около 85 тыс. членов на всех континентах, в том числе 1,9 тыс. "инкардинированных" (то есть "приписанных" к этой организации) священников.

Члены "Опус Деи" преподают в сотнях университетов (по некоторым данным, более чем в 400), занимают высокие посты в правительствах ряда стран, выступают в прессе, на радио и телевидении. Однако их имена известны только руководителям самой "личной прелатуры" при Ватикане, подчиненной непосредственно Папе Римскому.

Из досье "НГР":

Opus Dei (лат. "Дело Божье") - католическая организация, объединяющая священников и мирян. Подчиняется непосредственно Папе Римскому, выведена из-под власти епархиальных епископов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1380
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
876
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
620
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
863

Другие новости