Мифотворчество существовало во все времена: прошлое часто воспринимается как канувший в Лету "золотой век". В современной России для многих маргиналов, прежде всего религиозных, этим мифом стала идея воссоздания "великой России".
В разных маргинальных группах величие страны ассоциируется с "разными Россиями": как с дореволюционной, так и советской. А между тем создание хрестоматийно правильных, но исторически недостоверных картин опасно для верующего, ибо приучает воспринимать мир в мифологических категориях, что далеко не безопасно для авторитета Церкви и личной веры. Критерием истинности оказывается "верующее сердце", помогающее отделить пшеницу от плевел.
Классическое доказательство сказанному можно найти в истории пресловутого сибирского "старца" Григория Ефимовича Распутина. Так называемые истинные христиане Катакомбной Русской Православной Церкви на своем "Освященном Соборе епископов" 11 (24) февраля 1991 г. постановили причислить к лику святых "мученика Григория, наставника Царской семьи Романовых".
"Известность святого мученика Григория (Распутина) среди народа Божьего в России как наставника будущих Царственных новомучеников и исповедников сделала его ходатаем перед православным Царем за народ русский, страдавший от искушений и смущений, посеянных масонами разных толков, - говорится в "Деянии... о канонизации святого мученика Григория". - Бессребреник и чудотворец, друг Царской семьи, Григорий Распутин встал на пути разрушения богоустановленной православной Царской власти в России, и потому, как показывают исторические свидетельства участников, он был убит в результате заговора масонской ложи, чем и прославил Русскую Церковь в апокалиптическое последнее время".
Надуманная святость Григория Распутина обязывала не только переписывать его биографию, по сути, создавая ее заново, но также и переосмысливать историю того времени, создавая совершенно далекий от реальности мифологизированный образ монархической России.
Недавно вышла книга Т.И. Грояна "Мученик за Христа и за Царя Человек Божий Григорий. Молитвенник за Святую Русь и Ея Пресветлаго Отрока" (М., 2001). Это не что иное, как житие "оклеветанного старца", с его иконой на обложке и с акафистом в конце. Мирянин Григорий Распутин на иконе кощунственно изображен в схимническом одеянии и с наперсным крестом.
В контексте истории русской святости рассматривать личность и дела Распутина вряд ли возможно. Он не был подвижником веры и благочестия как в глазах "безбожной интеллигенции", так русских церковных деятелей конца XIX - начала XX вв. Те из них, кто первоначально признал в Распутине "старца", как известно, потом горько разочаровались.
По большому счету, дело не в Распутине, а в том, что символизирует его имя в представлении новых почитателей. Для них Распутин - жертва, принесенная за Россию, "старец", ритуально убитый врагами России. "Представьте, - пишет современный автор-составитель работы "Оклеветанный старец" И.В. Евсин, - какое всемирное зло ополчилось на Распутина, если решение о его дискредитации было принято в Брюсселе на Всемирной ассамблее масонов". Схема до убожества проста: некие злые силы решили извести великого в простоте и праведности своей старца и с этой целью затеяли кампанию против него, тем самым дискредитируя и царскую семью.
Подобный подход к истории встречается и применительно к героям, казалось бы, совершенно далеким от православия, в частности к Василию Ивановичу Чапаеву.
В статье "О чем молился Чапаев" (журнал "Русский Дом") легендарный комдив и член ленинской партии выставляется "праведным большевиком", воевавшим "за спасение русского народа от тотального истребления, которое начали силы тьмы задолго до Октябрьского переворота". Чапаев и при царе, и при большевиках защищал самых обездоленных, за что и был предательски убит: "Убийство совершили беляки, но организовали его... коммунисты".
Как видим, схема достаточно традиционна: праведника окружают противники, стремящиеся его во что бы то ни стало уничтожить. Враги могут быть разных политических убеждений, но они едины в главном - в своей изначальной ненависти к России и ее народу. Соответственно и Чапаев предстает этаким освободителем народа, легендарным Ильей Муромцем XX века, "подлинная" история жизни которого стала известна лишь недавно.
Здесь все похоже на сказку: и родился Чапаев недоношенным (семимесячным) и таким маленьким, что помещался в рукавичку (sic!), принимал ванну в деревянной кружке, вырезанной отцом специально для него. В детстве с отцом и братьями строил храмы. Однажды, устанавливая крест, упал с крыши, но не получил ни царапины, ни ушиба. Воспитанный в православной семье Чапаев, оказывается, через всю жизнь пронес веру в Бога, перед каждым серьезным делом вопрошая Господа о помощи.
"Нам надо удивляться не тому, - пишет автор статьи, - что Василий Чапаев стал большевиком, а тому, что в столь лютых испытаниях он сохранил веру в Бога". Для доказательства этой пламенной веры приводится весьма любопытный пример. Когда комдив понял, что советская власть занимается истреблением собственного народа, то перестал выполнять приказы Троцкого, уводя дивизию от ненужных потерь, которых требовал главнокомандующий.
Не желая отказываться от идеи державности вне зависимости от ее происхождения, коммунистического или монархического, маргиналы стремятся найти "православную" (как им кажется) основу своих взглядов. Не случайно в "Сказании о житии блаженной старицы Матроны" (1993 г.) содержится информация о встрече блаженной со Сталиным осенью 1941 г. В результате встречи он не стал покидать осажденную врагом столицу. Блаженная якобы говорила, что Господь, может быть, и помилует Сталина, ибо он - "пленник Кагановича и всех тех".
"Великий вождь" оказывается тайно православным, искренно желающим добра русскому народу и подлинным созидателем великой державы. Показательно, что сейчас в России есть православные священники, подчеркивающие свое позитивное отношение к Сталину. Их взгляды далеко не всегда осуждаются официально, что, к сожалению, создает ложное впечатление такого же отношения Церкви к сталинизму.
Почитатели Сталина, как правило, являются и почитателями Ивана Грозного, тем более что среди определенной части монархически настроенных маргиналов есть желание прославить царя в качестве святого.
На это же рассчитаны и псевдоправославные листовки монархической ориентации, порой открывающиеся декларативными заявлениями типа: "Пресвятая Богородица скорбит об отсутствии царской власти в России". В этой же листовке помещены фотографии чудесного явления Креста в поддержку молящихся против присвоения ИНН, молитва за царя и краткие выдержки из различных текстов в поддержку Распутина.
Таким образом, монархизм определяется весьма недвусмысленно: это не только почитание царственных страстотерпцев, но и "старца" Григория, а также активная борьба с ИНН. Примечательно, что в конце листовки указан адрес сайта ее авторов-изготовителей, которые предлагают жертвовать для царского храма и указывают не только свой расчетный счет, но и ИНН.
Борьба "за чистоту" и "правильность" веры порой приводит к опасным курьезам, таким, например, как стремление канонизировать трагически погибшего певца и композитора Игоря Талькова. Несколько лет назад в Москве издан "Акафист славному сыну Российской Земли, страстотерпцу и мученику Игорю Талькову". В нем в псевдожитийной форме излагается и биография певца. Безымянный автор в традиционной для маргиналов манере старается доказать, что Тальков стал жертвой врагов России и был "так же подло убит, как все те, кто осмелился назвать русский народ великим". При этом Тальков показан не только великим воином Христовым, но и любимым чадом Богородицы.
Впрочем, строительство великой России для маргиналов - это также попытка воспитать идеального верующего, здорового не только духовно, но и телесно. Речь идет о популяризации так называемой "науки о девственности" - телегонии. В некоторых храмах Санкт-Петербурга распространяется листовка, которая так и называется "Наука о девственности. Телегония". Она посвящена тому, насколько для девушки важна девственность.
Авторы утверждают, что "решающее влияние на потомство женщины имеет первый в ее жизни мужчина". Но это открытие было спрятано, "так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей - простых и великих". Для лучшего понимания истинности телегонии напоминается о внебрачных связях русских девушек с заезжими гастролерами (на международных фестивалях, спортивных олимпиадах и тому подобных мероприятиях). В результате "девушки стали рожать от белых генетически здоровых своих мужей детей "ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца". А "скрытые плоды добрачных половых связей это - наркоманы, токсикоманы, гомосексуалисты или психически неполноценные, бесноватые придурки дети".
Подобные заявления, звучащие из уст служителей Православной Церкви, - явление весьма опасное. Они способны не столько поддерживать идею целомудрия, сколько распространять весьма далекие от науки слухи и порождать всевозможные фобии. Одно указание на "черного и дебильного молодца" чего стоит! В основном подобные утверждения направлены на наименее образованную и внушаемую часть населения и ничего, кроме агрессии против "распутных женщин", вызвать не могут. В данном случае главная цель - испугать, а уже потом исправить и направить на путь покаяния.