-Зиновий Львович, правда ли, что вы сторонник клонирования людей? Ведь большинство верующих выступают против искусственного создания себе подобных.
- Не вижу в этом ничего страшного. Если клонированный человек придет в синагогу, мы с радостью примем его в общину. Клон - полноправный человек. Если он будет выполнять заповеди Божии, то к нему надо относиться точно так же, как и к другим членам общины.
- Для религиозного лидера это достаточно смелые слова...
- В Основах социальной концепции иудаизма в России (2001 год) мы затронули проблему клонирования, но намеренно не выразили к ней своего отношения. В этом документе есть слова о том, что клонирование можно сравнить с грехом Адама в Райском саду. Вкусив плод с Древа познания человек вынужден был покинуть Эдем. Но нет худа без добра: человек обрел возможность выбирать между истиной и ложью. Общество еще должно осознать, добро или зло принесет ему клонирование.
- Значит, четко выраженного отношения к идее клонирования человека в иудаизме нет?
- Пока нет. Но есть частные мнения. Одни раввины считают, что в иудаизме нет препятствий для клонирования. Другие, напротив, убеждены, что с моральной, этической и законодательной точки зрения клонировать человека нельзя.
Лично я считаю, что иудаизм - это религия, благословляющая жизнь. Все, что рождено, благословенно независимо от способа рождения.
- И все-таки клонированных людей мы пока не видели и не можем даже сказать, будут ли они наделены душой.
- Пока их нет, но они обязательно появятся. Научные технологии не стоят на месте.
А душа у клонов будет, я уверен. Библия говорит: "душа в крови человека". Душа есть жизнь. Поэтому будет клон - будет и душа.
- Не кажется ли вам, что если появятся клонированные люди, отношение в обществе к ним будет как к неполноценным? Не обрекут ли их ученые на вечные муки?
- Это, конечно, проблема. Но посмотрите: сегодня суррогатные матери рожают детей. И отношение к ним нормальное. А ведь совсем недавно такой способ рождения был невозможен.
- Но ведь даже зачатые в пробирке появляются от обоих родителей. А клон - это копия только одного человека. Будет ли он обладать индивидуальностью?
- Абсолютная копия, я думаю, невозможна. Возьмите близнецов: каждый из них индивидуален. Характеры и судьбы у них разные. Двух одинаковых людей просто не может существовать. Кроме того, в природе есть примеры размножения однополых существ. Так что с индивидуальностью проблем не будет.
- Но возникает вопрос, как люди будут пользоваться результатами своего творения? Ведь клонов, например, могут начать использовать в качестве рабской силы.
- Я говорю только о том, что общество должно быть готово к появлению клонов. "Ящик Пандоры" приоткрылся. Ученые в любом случае будут заниматься этими исследованиями. Поэтому задача общества - контролировать эту работу. Необходимо подготовить законодательную базу, нужны правовые основания для подобных экспериментов. Если этого не сделать, начнется несанкционированное производство клонов, использование их в дурных целях. Все будет зависеть от предпочтений того или иного инвестора, вкладывающего деньги в процесс. Как этого избежать - вот главный вопрос, стоящий на повестке дня.
Что касается самих исследований в области генетики - они не греховны. Ученые, подобно скалолазам, поднимаются все выше и выше. Они просто выполняют свою работу. И их уже не остановить.
- А может быть, клонирование - вовсе не то, к чему нам надо стремиться? Разве нет у человечества более насущных проблем?
- Я не призываю к клонированию, я просто констатирую факт: в будущем клоны обязательно появятся.
Кроме того, при всех опасениях, связанных с вопросом клонирования, у него могут быть и положительные моменты. Допустим, мужчина потерял любимую жену и хочет ее воскресить. Или просто очень одинокий человек хочет иметь клон себя самого.
- Но зачем тогда семья, если каждый может себе клонировать кого угодно?
- Действительно, сегодня эта проблема не имеет решения. Поэтому лучше всего идти от конца: взят ген, получен зародыш, он помещен в суррогатную мать, он рожден. Как только мать рождает мальчика или девочку - они становятся полноценными членами общества. Так учит Библия.
- А если этот процесс будет происходить вне суррогатной матери, в лаборатории?
- Я себе этого не представляю. Но все зависит от прецедента. Если появившийся клон будет человеком, то у него должны быть все права и обязанности.
- Не смущает ли вас, что главным пропагандистом клонирования человека является религиозная секта раелитов, главная цель которой - достижение бессмертия?
- Я говорю только о настоящих ученых, которые занимаются клонированием. Каждый человек стремится к вечности, потому что он создан по образу и подобию Бога. Однако ни одна попытка достичь физического бессмертия на земле не увенчалась успехом. Единственный способ у человека достичь бессмертия - это развитие своего духовного и творческого "я". Моцарт бессмертен благодаря своей музыке, а все материальное на земле - не вечно.
- Не пытается ли человек занять место Бога, когда берется за создание себе подобных?
- Не думаю. Человек делает только то, что ему дано по его способностям Богом. В конечном счете Господь является причиной всего, что происходит. Клона создаст человек, но жизнь ему даст Бог. И тот, кто это понимает, не совершает грех, клонируя человека.
- То есть в конечном итоге клон тоже будет создан Богом?
- Да, конечно.
- Не кажется ли вам, что есть связь между вашим отношением к клонированию и каббалистическими представлениями о Големе - человеке, сделанном из глины и оживленным именем Божиим?
- Безусловно, нет. В Cредние века евреи в страхе перед бесконечными погромами и в ужасе от своего бессилия создали образ Голема. Они тогда не могли поверить, что способны сами себя защитить. И с тех пор раввины задаются вопросом, можно ли Голема считать членом общины.
Я бы сравнил клонирование с верой в воскресение из мертвых. В Библии и Талмуде есть много свидетельств о том, что многие из "спящих в прахе земли" пробудятся. Из неких остатков материи будет воссоздан человек. Не правда ли, напоминает клонирование?
Это позволяет мне говорить, о том, что клонирование - это та работа, которую делает человек по аналогии с тем, что творит Бог. Согласитесь, здесь есть какое-то сходство. Человек есть подобие Божие, и его деятельность может быть подобна божественной. Я уверен, что человек рожден для улучшения мира. Это его главная цель.
- Насколько ваши слова и убеждения разделяются в иудейской среде?
- Как ни странно, в ортодоксальной среде большинство раввинов меня поддерживают, а вот в среде консервативных и реформистских раввинов - отношение резко отрицательное. По их мнению, клонирование - это грех с морально-этической точки зрения.
- Каковы эти этические аргументы?
- Они говорят, что рожать ребенка должны отец и мать, ибо так сказано в Библии.
Тем не менее я глубоко верю: Господь является причиной всего, что существует или будет существовать.
Общество должно быть готово к переменам и предвидеть появление клонов. Это единственный путь выживания. Иначе мы до сих пор верили бы в то, что Солнце вращается вокруг Земли.
- Не может ли получиться так, что клон станет более совершенным, чем обычный человек?
- Вы знаете, у Творца получилось так, что женщина стала более совершенной, чем мужчина. А что получится у человека, это мы еще посмотрим.