Лидеров харизматических Церквей часто называют "злостными сектантами", которые разрушают семьи и расшатывают психику верующих. Не так давно по первому каналу телевидения показывали фильм "Секты в законе". В нем раскрывались методы "завлечения" доверчивых людей в общины пятидесятников, сайентологов и богородичников (Церковь Божией Матери Державной). На самом деле в отличие от двух последних пятидесятничество уже давно является неотъемлемой частью российского протестантского движения.
Общины христиан, которые вслед за апостолами стали говорить на иных языках под "воздействием Святого Духа", появились в Северной Америке на рубеже XIX и ХХ веков. На территории России первые общины возникли в 1911-1913 гг., а их бурное развитие приходится на 1920-е гг. Уже тогда пятидесятники поражали общество и представителей других протестантских Церквей своими крайне эмоциональными богослужениями и миссионерской энергией.
Со времен НЭПа и до прихода к власти Бориса Ельцина именно пятидесятники (харизматы, неопятидесятники или, как они сами себя называют, христиане веры евангельской) привлекали к себе наибольшее количество верующих. Именно они наиболее активно отстаивали свое право свободно проповедовать.
После революции 1917 года пятидесятников стали считать вновь появившимся движением "трясунов". Их столкновения с традиционными протестантами (баптистами и евангельскими христианами) выплескивались на страницы еще издававшихся в 1920-е гг. евангельско-баптистских газет и журналов. В прессе периодически появлялись скандальные предупреждения: "Трясуны ходят по хатам и развращают евангельскую веру" (журнал евангельских христиан "Христианин").
В отличие от баптистов пятидесятническая доктрина не предполагает строгой иерархической структуры Церкви или сообщества Церквей и жесткого подчинения членов общины пресвитеру. Во всем мире пятидесятники - это различные объединения, союзы и отдельные независимые ветви со своими особенностями церковной жизни. Тем не менее начиная с 1920-х гг. в России можно выделить два основных направления: воронаевское и шмидтовское. Они исповедуют одно вероучение, одинаково активны в сфере миссионерской работы и различаются лишь особенностями служения.
Воронаевское течение возникло в 1921 году, когда его глава Иван Воронаев основал первую Церковь в Одессе. Будучи баптистом, Воронаев обратился в пятидесятничество в США. В 1926 году он создал первый Союз пятидесятников на территории России.
Шмидтовцы сначала также проповедовали на Украине, в результате чего в 1924 году в г. Кременце Тернопольской области был учрежден Союз пятидесятников, который с 1927 года возглавил лидер этого течения - Георгий Шмидт.
В конце 1920-х гг. отношение властей к пятидесятникам ухудшилось, и Воронаев со своими последователями начал проповедовать учение о крещении страданиями. Воронаевцы учили о трех видах крещения: водой, Духом Святым и страданиями за дело Христа. В 1928 году Воронаев, ранее согласившийся официально зарегистрировать свой союз, писал: "Приближается конец мира, не подчиняйтесь власти. Кто вступит в колхоз, тот отдаст душу черту. Не идите в колхозы, а в крайнем случае организуйте свои сектантские коллективы". Иван Воронаев, в своих статьях предупреждавший верующих о надвигающихся репрессиях, погиб в 1930-х гг. в сталинских застенках.
Почти 45 лет Церкви христиан веры евангельской формировались под влиянием жесткой политики советской власти и Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), направленной на "упорядочивание" движения пятидесятников. Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов был создан в 1944 году как официальное объединение протестантов Советского Союза. Несмотря на то что часть пятидесятников заключила августовское соглашение 1945 года о вхождении во ВСЕХБ, позднее более половины Церквей, подписавших это соглашение, из него вышли.
Отток пятидесятнических общин из союза, навязанного чиновниками, продолжался практически весь советский период. Во ВСЕХБ вошли по большей части общины из Прибалтики, Украины и Белоруссии, так как там пятидесятническое движение было наиболее многочисленным и заметным. Сотни общин в России оставались без регистрации, осознав, какие последствия она влечет за собой в плане ограничения проповеди.
Самой изуверской советские пропагандисты называли Церковь непримиримых пятидесятников, которые отказывались от регистрации своих общин. Нерегистрированные пятидесятники с завидным упорством боролись за свои права, открыто выступая против советской власти. Когда их молитвенные дома сносили, они пускались в бега и кочевали по стране, подобно старообрядцам в петровскую эпоху. Нерегистрированные пятидесятники выработали свой документ, который по многим положениям походил на воззвания столь же непримиримых баптистов-инициативников из Совета Церквей ЕХБ.
Нерегистрированные епископы распространили по российским и украинским общинам "Братскую беседу по вопросам устройства Церквей ХВЕ". В ней провозглашался принцип добровольности в отношении военной службы и обязательность активного религиозного воспитания детей. Отношение к государству было крайне осторожным: "Хотя Слово Божье говорит, чтобы мы были покорны высшим властям, но повиноваться начальствам надо на доброе дело и для Господа".
О "секте" пятидесятников снимались фильмы и издавались пропагандистские брошюры, распространявшие порой самые невероятные обвинения, как, например, наличие у пятидесятников человеческих жертвоприношений и свального греха. Героем агитационного фильма "Тучи над Борском" был епископ Иван Федотов, которого осудили по абсурдному обвинению за то, что он склонял одну прихожанку принести свою дочь в жертву. По сюжету фильма, одну из ролей в котором сыграла молодая актриса Инна Чурикова, пятидесятники пытались распять советскую девушку на кресте, однако бесстрашный комсомолец сумел ее спасти.
С начала 1990-х гг. пятидесятничество существует в основном в рамках официально зарегистрированных Союза христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП), Российского объединенного союза ХВЕП, Российской ассоциации христианских миссий и Ассоциации христианских Церквей "Союз христиан", а также в виде автономных нерегистрированных общин и миссий. В процессе рождения и развития Церквей и их контактов с западными братьями в среде пятидесятников произошло разделение на традиционных пятидесятников и "новых" - харизматов. Служители в основном советского времени выступали за сохранение своеобразия и традиций российских пятидесятников и против крайностей харизматических Церквей. В свою очередь, харизматы, история которых за некоторыми исключениями начинается в России с 1990-х гг., использовали рок-музыку и танцевали на богослужениях. Молодые служители первыми осознали возможности подобных методов евангелизации в России.
Существование двух взглядов на то, как надо возрождать и обновлять христианство, привело к конфликту среди пятидесятников. Он произошел в Союзе ХВЕП в 1999 году, когда группа старших пресвитеров решила создать блок консервативных пятидесятников в Союзе пятидесятников. Они выступили против включения харизматических пасторов крупных Церквей в руководство СХВЕП. Для достижения мира была создана согласительная комиссия по урегулированию взаимоотношений между Церквами и составлено письмо, где были изложены основы единого пятидесятнического вероучения. В письме, в частности, говорилось, что "союз протянул руку дружбы и помощи Церквам, и теперь они получили возможность проповеди Евангелия, право на аренду помещений, приглашения миссионеров и так далее".
Традиционные пятидесятники стали в буквальном и переносном смысле "отцами" харизматического течения. Значительная часть пасторов общин, возникших в 1990-х гг., получила религиозное воспитание в Церквах советского времени. Их родители, естественно, были консерваторами, а поэтому возникновение новых молодежных общин, использующих христианский рок во время служения, приводило к жарким спорам, взаимным обидам и трениям. Идейные и организационные разногласия между "отцами и детьми" не сделали харизматов и пятидесятников врагами. Они по-прежнему считают друг друга братьями.
Уникальность российской ситуации состоит в том, что преемственность поколений сохранила целостность всего движения пятидесятников. Харизматические Церкви создавались при молчаливом согласии или даже активном участии традиционных пятидесятников. Консерваторы надеялись на то, что самые радикальные Церкви станут умеренными. И действительно, многие общины (но далеко не все) за последние десять лет проделали долгий путь, отказавшись от экстатических проявлений во время служб и требований теологии процветания (верующий должен быть обязательно богатым и здоровым).
Проиллюстрировать феномен "отцов и детей" может ситуация в курской общине пятидесятников Объединенной Церкви, которую возглавляет Иван Федотов. В начале 1990-х гг. в миссии ХВЕ "Ковчег" появилась своя молодежная группа "Прославление". Возникла она в результате контактов с дружественной Церковью в Швеции. Кроме того, совместно со служителями миссии в воскресной школе стал преподавать американский миссионер из харизматического движения "Церквей веры". Часть молодежи стала развивать харизматические идеи проповедников Алексея Ледяева из Риги и американцев Бенни Хина и Кеннета Хейгана.
"Старую" Церковь харизматы сочли слишком замкнутой. По мнению пасторов, ее традиции мешали росту общины. В конце концов группа молодых людей создала собственную Церковь "Сила Евангелия", которая вошла в Ассоциацию ХВЕ "Харизма" (РОСХВЕ). При этом консервативная материнская Церковь не порвала общения с харизматами, несмотря на разницу в служении. Пресвитеры продолжали поддерживать контакты между собой. Глава "Ковчега" Александр Стариков уверен в том, что "харизматы - это дети Божьи, и если они смиренно обращаются к Богу, то они придут к правильной форме служения, ведь Церковь не может выражать интересы только молодых или только старых".
Пятидесятники самых разных направлений привлекают в свои ряды студентов, коммерсантов, врачей, инженеров, бывших заключенных и наркоманов. Для этой деноминации характерно уважение к собственной истории и к истории своей страны. У пятидесятников есть свои герои, пострадавшие за веру, и они совсем не похожи на представителей новых религиозных движений. Сектантами же многие ученые и журналисты называют пятидесятников потому, что они не являются традиционным для России вероисповеданием. Что касается широких слоев общественности, то для них пятидесятническо-харизматическое движение пока остается примером достаточно новой религиозности, психологический и миссионерский накал которой разрушает ценности культуры, исторически связанной с православием.