Протестантизм - неучтенный фактор общественной жизни России. О российских протестантах известно мало. О них почти не пишут в СМИ. Недостаток информации приводит к тому, что к протестантам у нас относятся как к маргинальному религиозному явлению "сектантского" толка, почему-то полагая, что протестантские группы и Церкви стали следствием проповеди западных миссионеров начала 1990-х годов. Между тем российский протестантизм - вполне русское явление, все более и более становящееся влиятельной силой в российском обществе.
По официальным данным Министерства юстиции РФ на 1 января 2003 года, количество протестантских общин достигло 4241, то есть 19% общего числа зарегистрированных религиозных организаций в стране. По тем же данным, число приходов и монастырей Русской Православной Церкви (РПЦ) составило 52%, а мусульманских организаций - всего 16%.
Протестантизм - как в России, так и во всем мире - неоднородное движение, не имеющее четкой централизации и единого вероучения. Он склонен к делению и обособлению отдельных общин по принципу "одна община - одна Церковь". В России наиболее сильным стало евангельское движение: баптисты, пятидесятники, различные харизматические общины, а также адвентисты седьмого дня.
Наиболее активным на сегодняшний день оказалось харизматическое движение (пятидесятники и неопятидесятники). В пяти федеральных округах они вышли на второе место после православных. Исключением стали Приволжский и Южный федеральные округа - места традиционного компактного проживания мусульман.
Как и русский баптизм, пятидесятничество в России прошло свой сложный путь. Пятидесятническое или харизматическое движение, появившееся в 1920-х гг., отличается от традиционных баптистов глоссолалией, или говорением на "ангельских" языках, крещением Святым Духом, исцелением наложением рук и изгнанием бесов. В силу закрытости советского общества русские пятидесятники развивались независимо от своих западных собратьев, как самобытное российское протестантское движение и смогли быстро распространиться по стране.
На общепротестантском фоне пятидесятников выделяет миссионерская и социальная активность. Именно пятидесятники первыми из всех протестантских деноминаций приняли год назад собственную социальную концепцию. За ними последовали адвентисты.
В современном российском обществе протестантов не воспринимают как традиционную конфессию. И здесь сказывается не только недостаток информации о них и их деятельности, но и собственная самооценка. Российские протестанты, в том числе и пятидесятники, всегда существовали в условиях внешнего давления. До революции они испытывали прессинг со стороны титульной религии и государства, а при советской власти - жестокие гонения, как, впрочем, и все остальные религии и конфессии. Воспитанные в условиях постоянного давления, выросшие в подполье и полуподполье российские протестанты до сих пор не могут изжить комплекс "гонимых".
Сегодня протестанты предъявляют претензии к Русской Православной Церкви, в лице которой они видят главного "агрессора". Часто приходится слышать из уст протестантов различных деноминаций примерно такие слова: "Чиновники отказали нам в проведении нашей акции до тех пор, пока мы не согласуем ее с местным православным священником".
Впрочем, некоторые наиболее дальновидные протестантские лидеры начинают понимать, что бороться с православием и говорить о притеснениях со стороны РПЦ бессмысленно. Гораздо эффективнее поддерживать с ней хорошие, партнерские отношения, чтобы в глазах общества выглядеть с православием на равных.
Современные политические воззрения российских протестантов остаются практически неизученными. Однако с уверенностью можно сказать, что протестанты активно участвуют в выборах. Более того, из всех религиозных организаций протестантские Церкви, вероятно, занимают первое место по количеству голосующих. Связано это прежде всего с активной гражданской позицией каждого члена общины. Протестант, как правило, лоялен светской власти, которую он считает данной ему свыше. Сегодня, когда богоборческая власть исчезла, российский протестант хочет стать полноправным членом общества. Он даже подумывает не только об участии в выборах, но и о том, чтобы законными путями влиять на принятие политических решений.
При этом российский протестантизм в целом не политизирован и не стремится к политической власти. В отличие от мусульман и православных протестантами в России не было создано ни одной политической партии. Протестант интересуется политикой ровно настолько, насколько она может способствовать благополучию его семьи, общины, успеху его частного предприятия и т.д. По политическим воззрениям его можно назвать либералом. Демократические и либеральные ценности, справедливое устройство общества, благоприятствующее процветанию честного труженика, - таковы его политические идеалы. Как истинный либерал он всегда будет настаивать на невмешательстве государства в свою жизнь, веру и работу.