Основоположник украинского неоязычества Владимир Шаян родился во Львове в 1908 г. В 1927 г. он с отличием окончил гимназию и поступил в университет, где изучал философию, европейскую филологию и санскрит.
Язычеством Шаян увлекся в 1934 г. после того, как на горе Грехит в Карпатах увидел народный обряд освящения семян. Христианство, по его мнению, стало лишь внешней, навязанной надстройкой, которая мешала украинцам обрести государственную самостоятельность. После нескольких ночей, "проведенных в борьбе с самим собой", он пришел к выводу, что единственным выходом из данного положения будет возрождение этнического мировоззрения, родной веры ("ридной виры"), т.е. религии древних украинцев-русов. Изучая в университете санскрит и памятники древнеиндийской литературы, Шаян увлекся идеей панарийского ренессанса, под которым он понимал объединение арийских народов на базе возрождения этнических религий.
В 1943 г. Шаян создает нелегальный "Орден рыцарей бога Солнца" - религиозно-политическую организацию, направленную на распространение неоязыческих идей и "борьбу за освобождение Украины".
Наступление Красной Армии вынудило его спешно бежать из Львова. Сначала он попал в лагерь для перемещенных лиц в Геттинген, затем в Аугсбург. Там Шаян возобновил деятельность своего "Ордена", приведя к присяге 12 человек. Среди рыцарей второй генерации был и будущий лидер организации "Родная украинская национальная вера" ("РУНвера") Лев Силенко, получивший при посвящении имя Орлигор.
В 1948 г. Шаян выехал в Лондон, где активно занимался общественно-политической деятельностью в рамках украинского общества в Великобритании. В начале 60-х гг. у него возникает конфликт со Львом Силенко, который к тому времени придерживался других взглядов. Умер Шаян 15 июля 1974 г., оставив недописанной свою работу "Анализ книги Велеса".
Долгое время "Ридна вира" Шаяна (ридновиры) и "РУНвера" (рунверы) Силенко оставались чисто эмигрантским явлением и только с развалом СССР и обретением Украиной статуса государства в начале 1990-х годов вновь проникли на ее территорию.
В 1993 г. была зарегистрирована первая община ридновиров "Православие", вышел в свет первый украинский неоязыческий журнал "Сварог". В настоящее время существуют около 50 неоязыческих общин "РУНвера" и несколько ридновирских.
Конечно же, восстановить культ древних славян практически невозможно. Все, что известно о язычестве славянских племен, - это главным образом крайне скудные упоминания в древних текстах. Поэтому Шаян сам вывел концепцию о "едином божестве" как "многопроявном, многоименном и многоличностном", т.е. иными словами, у украинцев это божество, именуемое Сварогом, проявляется в виде Даждьбога, Перуна, Световида, Макоши, Велеса.
Эту концепцию активно используют обе группы украинских неоязычников, как ридновиры, так и рунверы. Но если для первых она является основанием для воссоздания пантеона славянских богов, то вторым она служит для утверждения своей религии в качестве равной основным мировым - христианству, исламу и буддизму.
Ридновиры так сформулировали понятие о Боге в своем символе веры, состоящем из четырех канонов:
Верую во всех украинских богов,
Единых в Свароге,
Вечных и неуничтожимых,
Как вселенная.
Мир делится на три части - НАВЬ, ПРАВЬ и ЯВЬ:
Верую в триединство миров Прави Нави и Яви, Созданных Сварогом
И удержанных в нем.
Правь - это мир богов и героев, Явь - это мир настоящего, а Навь - прошлого. Правь - это и некий всеобщий закон Вселенной.
Украинцы объявляются имеющими "божественное происхождение":
Верую в Божественное рождение украинцев -
Внуков Даждьбожьих
И в силу предков,
Пребывающую с нами всегда.
У обеих групп есть свои священные книги. У ридновиров это: "Велесова книга", "Вера предков наших", "Волховник: запечатленное языческое вероучение" и "Правослов - молитвы к родным богам". У рунверов - "Магавира", "Катехизис", "Священная книга обрядов" и "Святое учение (вера в Даждьбога)".
Обе неоязыческие группы имеют свой календарь и цикл праздников. Они также создали множество обрядов и заповедей, похожих на христианские.
Например, Шаян создал некий культовый символ - "тризуб" в качестве оппозиции кресту. Для этого он связал его с христианской идеей Троицы: "Настало время, когда я могу свободно поделиться с вами таинством Тризуба, великим таинством украинской души┘ Символ-Тризуб видимым образом связан с идеей Тройственности, гармонично объединенной в Абсолютное Единство. Это таинственное Три в Одном и Одно в Трех - со всеми возможными применениями и импликациями этой абстрактной идеи┘"
Подобным же образом культовое, мистическое значение придавалось желто-голубому знамени, где синий цвет отождествлялся с Перуном.
На богослужении у рунверов читается "Магавира", затем члены общины выступают на разные (как правило, исторические и политические) темы, перемежающиеся молитвами Даждьбогу.
У ридновиров обряды подчеркнуто архаичные, и, как правило, они проходят на открытом воздухе часто у сохранившихся идолов. Они разработали целую систему обрядов - венчания, освящения ребенка ("крещение"), раскрещение, похороны.
Годовой круг праздников у двух общин различен: у рунверов главный праздник - день рождения пророка Силенко ("Рождество"). У ридновиров большинство праздников имеют сходные с христианскими названия : Великдень Даждьбожий (Пасха), Благовещение, Медово-маковый Спас, Яблочный Спас, Хлебный Спас, Покров Матери-Земли, Рождество Божича-Коляды, Водокрес.
Многие термины объявляются изначально языческими, например "православие". "Право", согласно ридновирам, - это закон вселенной, а "славие" - языческий ритуал, сопровождающийся песнопениями - "славами".
Неоязычники пытаются активно влиять на политическую жизнь страны. Они пишут обращения к верховным органам власти и "украинскому народу", стремятся внедриться в школы, требуя для себя льгот в качестве зарегистрированной религиозной организации.
Оба движения принимают участие в деятельности практически всех праворадикальных организаций Украины. Их общий лозунг: "Бог - это идея. Украинская национальная идея - Даждьбог". Так, например, адептом "РУНверы" является лидер радикальной организации "Державна самостЕйнисть Укра©ни" Виктор Коваль, автор книги "Нациократия". Совместные акции с неоязычниками проводит также Украинская консервативная республиканская партия Степана Хмары.
В настоящее время на Украине существуют около 60 общин неоязычников обоих направлений. Несмотря на общее происхождение, между ними постоянно идет непримиримая борьба и высказываются взаимные обвинения в искажении "истинной веры предков". Необходимо также отметить, что не так давно среди рунверов произошел раскол. В результате образовались два независимых центра - в Киеве и Черкассах.
Будущее украинского неоязычества оценивают по-разному. Вполне вероятно, что оно как было, так и останется маргинальным явлением. С другой стороны, принимая во внимание всеобщую секуляризацию, невысокую религиозную грамотность и распространенные в украинском обществе национализм и русофобию, неоязычество имеет все шансы стать на Украине влиятельной политической силой.