0
1209
Газета Вера и люди Интернет-версия

03.09.2003 00:00:00

"Колесо времени" докатилось до России

Тэги: Богдогэгэн Халха Джебдзундамба Римпоче IX, визит, буддизм, Монголия


- С XVI века Богдо-гэгэн является главой буддистов Монголии. С 1911 года и до прихода к власти Монгольской народно-революционной партии в 1921 году он одновременно был и главой государства. Как сейчас строятся ваши отношения с монгольскими властями?

- Я поддерживаю отношения с монгольскими властями, но не очень тесные. Тем не менее у меня самые тесные связи с народом Монголии. В 1999 году я приезжал в Монголию и там состоялась моя интронизация в качестве Богдо-гэгэна. Мне были вручены все официальные регалии.

- Много ли у вас последователей в Монголии? Ведь там действует буддийская сангха во главе с Пандито-хамбо-ламой, сформировавшаяся еще во времена коммунистического режима.

- Большинство монголов - мои ученики. Настоятели всех буддийских монастырей Монголии получали от меня учение Будды. Когда я приезжал в Монголию, они все пришли ко мне и попросили меня официально возглавить буддизм в этой стране. Можно сказать, что все они подчиняются мне. Что касается властей, то они немного меня боятся. Ведь предыдущий Богдо-гэгэн был одновременно духовным и светским лидером.

Нынешние руководители Монголии опасаются, что я займусь политикой и попытаюсь отнять у них власть. Но политика меня не интересует. Единственное, что меня волнует, - это возрождение буддизма в Монголии. Я знаю, что ситуация в этой области там сейчас довольно неблагоприятная: за время коммунистического правления буддизм пришел в упадок и нуждается в восстановлении. В этом я бы и хотел оказать свою помощь. Именно за такой помощью ко мне обращаются мои соотечественники, а к политике я никакого отношения не имею.

- Каковы основные цели вашего визита в Россию?

- Я приехал по приглашению президентов Тывы и Калмыкии, которые попросили меня совершить в этих регионах особый буддийский ритуал - посвящение Калачакры (в переводе с санскрита "колесо времени". - "НГР") ради мира и благополучия народа. Я получил на это специальное благословение Его Святейшества Далай-ламы. Песочная мандала Калачакры будет построена и в Москве. Я хотел бы еще добавить, что народы России сейчас получили свободу, право на восстановление своей богатейшей культуры и традиций. Благодаря этому я смог приехать в Россию, чтобы совершить посвящение Калачакры. Поэтому я очень рад за российский народ.

- Бурятия также является одним из традиционных буддийских регионов России. Почему ее посещение не вошло в программу вашего визита?

- У меня очень хорошие отношения с руководством Бурятии. Я неоднократно бывал в этой республике. В нынешнем году меня просили совершить там посвящение Калачакры. Но поскольку у нас заранее была обговорена программа посвящения в Тыве и Калмыкии, включить в график визит в Бурятию никак не получалось. Но в следующий раз я обязательно туда поеду.

- Последователи каких основных направлений российского буддизма являются вашими духовными учениками?

- Вообще я считаю себя просто буддистом и не делаю большого различия между разными школами. В целом я являюсь последователем ламы Цонкапы, однако следую также и другим традициям. Мои ученики в основном являются последователями школы Гелугпа. Именно эта буддийская традиция наиболее распространена в России.

- Как вы относитесь к необуддийским движениям?

- В тибетском буддийском учении есть два основных аспекта - философско-теоретический (сутра) и практический (тантра). Их нельзя назвать отдельными учениями, они очень связаны между собой. Самое главное, чтобы люди, практикующие эти учения, менялись к лучшему. Буддизм появился две с половиной тысячи лет назад и уже с самого начала в нем все было открыто. Верующим остается только изучать теорию и воплощать ее на практике. Никаких нововведений в буддизме быть не может.

- На протяжении последних десяти лет Далай-лама пытается приехать в Россию, но власти отказывают ему во въездной визе. Чем, на ваш взгляд, объясняется такая позиция российского руководства?

- Я знаю, что Далай-ламу очень ждут в России. Мне неизвестны причины, по которым ему отказывают во въездной визе. Я не политик. Но, наверное, какие-то причины есть. Далай-лама - лауреат Нобелевской премии, во всех странах его принимают с распростертыми объятиями. И правительство России в целом хочет, чтобы он приехал, поскольку всем известно, что его визит принес бы только пользу. Тем не менее по какой-то причине ему не дают въездную визу.

Я считаю, что нельзя сваливать в одну кучу политику и религию. Иначе получится полная неразбериха. Если мы будем смешивать чисто духовные вопросы с сиюминутными политическими интригами, то народ потеряет свое законное право на возрождение религиозных традиций.

- Недавно президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов заявил, что в этом году визит Далай-ламы все-таки может состояться и он лично занимается его подготовкой. Не являются ли одной из целей вашего приезда переговоры по этому поводу с российскими властями?

- Было бы замечательно, если бы Далай-лама наконец посетил Россию. Но я приехал сюда не для того, чтобы готовить его визит или вести по этому поводу переговоры. Я приехал для того, чтобы совершить посвящение Калачакры. В этом состоит единственная цель моего визита. Но если кто-то вступит со мной в переговоры по поводу возможного визита Далай-ламы, я приму в них участие. Что называется, помогу чем могу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
526
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2249
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1480
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1105

Другие новости