- Кирсан Николаевич, можно ли уже говорить о результатах вашей встречи с Далай-ламой?
- Я встречался с Его Святейшеством Далай-ламой в Дхарамсале, расположенной в Гималаях на высоте 3 тысяч метров. Наша встреча проходила около двух часов. Вместе со мной в Дхарамсалу ездили Шажин-лама (верховный лама. - Прим. ред.) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко). Мы передали Его Святейшеству приглашение посетить в этом году Республику Калмыкия.
- Какова вероятность того, что этот визит все-таки состоится?
- Его Святейшество принял приглашение. Теперь все зависит от Министерства иностранных дел РФ. В прошлом году, как вы знаете, МИД учел позицию Китая и Далай-лама не получил въездной визы.
Сегодня я не вижу причин, по которым лауреат Нобелевской премии мира и человек, награжденный орденом "Дружбы народов" в 1990 году правительством СССР, не может посетить нашу страну, ведь в ней он был уже неоднократно.
- Если Далай-лама все-таки приедет, какова будет программа его визита?
- Далай-лама написал письмо Владимиру Путину, в котором он указывает на то, что его визит носит чисто религиозный, пастырский характер. В программе его визита - освящение главного хурула (буддийского храма. - Прим. ред.) Калмыкии, который построен в 1996 году и с тех пор еще не освящен. Также он должен провести ряд других религиозных церемоний.
- Выступая недавно в Элисте, вы заявили, что заручились поддержкой президента России насчет визита Далай-ламы в Россию. У вас есть личная договоренность об этом с Владимиром Путиным?
- В начале декабря прошлого года Владимир Владимирович посетил с официальным визитом Пекин. Я находился в составе делегации. На переговорах он неоднократно подчеркивал, что в состав Российской Федерации входят три буддийские республики: Калмыкия, Бурятия, Тува. Жители этих республик постоянно обращаются к президенту с просьбой о содействии в осуществлении пастырского визита Далай-ламы в нашу страну.
Президент, как гарант Конституции, в которой записана свобода вероисповедания, должен оказывать это содействие.
Я благодарен Владимиру Владимировичу за то, что в Пекине на всех переговорах он ставил этот вопрос. Его позиция ясна: он выступает за то, чтобы российские буддисты могли встречаться со своим духовным лидером. Я почувствовал, что президент нас поддерживает.
- Судя по тому, что вы рассказали, теперь все зависит от российского МИДа?
- Да, совершенно верно.
- Действительно ли буддизм и христианство в Калмыкии объявлены государственными религиями и какой смысл вкладывается в это понятие?
- За годы советской власти в Калмыкии были разрушены все храмы. За последние 10 лет мы построили 25 хурулов, 22 православные церкви и одну мечеть.
Под термином "государственные религии" имеется в виду то, что государство оказывает помощь и содействие религиозным организациям. Это не означает, что в школах дети должны в обязательном порядке изучать религиозные предметы. Речь идет скорее о моральной поддержке.
- В Калмыкии существуют Объединение буддистов Калмыкии и Буддийский союз Калмыкии. Они не входят в Буддийскую традиционную Сангху России. С чем это связано?
- Калмыцкие буддисты поддерживают тесное общение с традиционной Сангхой. Так, например, Буддийский союз Калмыкии постоянно участвует в общих конференциях. Совсем недавно прошла буддийская конференция, где присутствовали около 500 делегатов из Бурятии, Тувы и Калмыкии. С главой Буддийской традиционной Сангхи России Пандидо хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым мы постоянно поддерживаем связь. Буддисты всех трех республик имеют общего духовного лидера, которым является Его Святейшество Далай-лама, и единодушно выступают за его визит в Россию.
- Каково ваше отношение к нетрадиционным религиям, в частности к Церкви Объединения Муна?
- Последний раз мунисты приезжали к нам в 1993 году. После этого мы ни одного из них не видели. Они у нас не зарегистрированы. У этой Церкви в Калмыкии нет даже офиса.