Недавно в Иерусалиме, городе трех мировых религий, прошел гей-парад. Парад провели при повышенных мерах безопасности. Впрочем, многие явились на мероприятие почти нагишом, так что солдатам Армии обороны Израиля, охранявшим мероприятие, и обыскивать-то было нечего. Разрешение на проведение гей-парада дал мэр Иерусалима - ортодоксальный иудей┘
Организатором парада был член парламента Израиля (кнессета) Ален Бир. Выступая незадолго до гей-парада на заседании парламентской комиссии, Ален Бир сказал: "Я определяю себя как гражданин Иерусалима, патриот Израиля, сионист, религиозный человек и гей. Я горжусь каждым из этих самоопределений". Бир объяснил депутатам кнессета, что нет никаких противоречий между его сексуальной и религиозной самоидентификациями.
Израильтяне живут в условиях террористической войны уже три года. Говорят, что на войне нет атеистов. Близость смерти даже самого далекого от религии человека заставит задуматься над "вечными вопросами". Но, по данным социологических опросов, только 19% израильтян строго соблюдают субботу (шаббат) и еще 21% соблюдают ее частично.
Каждый год в конце декабря начинаются споры о том, должны ли евреи справлять Новый год. Раввины говорят - нет, нельзя, это нееврейский праздник. Но как смириться с этим репатриантам из бывшего СССР, привыкшим к елочке, салатам "оливье" и "Иронии судьбы" по телевизору? Старые привычки оказываются сильнее древних традиций. К тому же надо принять во внимание то самое еврейское упрямство, о котором говорится еще в Библии. "Ах, вы говорите, что Новый год - нееврейский праздник? Как же так, когда мы в Одессе (Кишиневе, Ташкенте, Москве) всегда его справляли всей семьей и еще приглашали Гинзбургов из второго подъезда?! Так вот - у нас это был очень даже еврейский праздник!" И мчатся евреи по магазинам закупать зеленый горошек, колбасу и шампанское. В свою очередь, когда религиозное меньшинство справляет шаббат, светское большинство сетует на паралич общественного транспорта и закрытые магазины.
Споры о том, каким государством является Израиль - светским или религиозным, продолжаются, наверное, с момента его создания. Отцы-основатели Израиля не были религиозными людьми, но тем не менее в Израиле до сих пор не существует гражданского брака, а только так называемый религиозный.
Заявку о намерении вступить в брак евреи подают в раввинат по месту жительства. Для этого жених (хатан) с невестой (кала) заполняют в раввинате большое количество бумаг и бланков и подают свое прошение на рассмотрение комиссии раввинов. Одна из самых главных и иногда довольно сложных проблем для будущей пары - доказать свое еврейство. У евреев оно определяется по материнской линии. Если один из двух молодых не еврей, то по еврейским законам запрещено совершать обряд бракосочетания - хупу. (Хупа - традиционный свадебный балдахин.)
"Пятого пункта" в паспорте для подтверждения еврейства недостаточно. В раввинате как-то больше предпочитают верить людям и поэтому требуют представить свидетелей, которые знакомы с семьей жениха или невесты и знают одного из них с детства. Чаще всего проблемы возникают у новых репатриантов. Жениху и невесте приходится привозить в раввинат своих дедушку и бабушку (со стороны матери). Если они в совершенстве владеют языком идиш и дедушка носит еврейский головной убор - кипу, то это не вызывает никаких сомнений в их национальности, а следовательно, и в национальности будущих супругов.
Что касается тех, кто не является "галахическим евреем" (то есть евреем по материнской линии), то им религиозный брак разрешен только после принятия иудаизма. Если же вам это не по вкусу - добро пожаловать на остров Кипр, где заключают браки светские израильтяне, не желающие связывать себя узами религиозного брака.
В Земле обетованной говорят: "Вы слишком долго прожили в Израиле, если потеряли уважение к любой религии". И действительно, светские израильтяне часто выказывают недовольство своими религиозными соседями: и в армии они не служат, и дотации за многодетность получают от государства. А верующие иудеи не менее нетерпимо относятся к светским. Иногда дело доходит до открытых конфликтов с закидыванием друг друга камнями и руганью. Конечно, ортодоксальному иудею из Бней-Брака трудно понять израильтянина из Тель-Авива или Хайфы, который не соблюдает шаббат, обедает в некошерных ресторанах и посещает ночные клубы. Но ведь именно эти "некошерные" евреи работают и платят налоги, часть из которых уходит на социальные пособия для религиозных семей. В этом, наверное, и заключается основной парадокс израильской жизни: в государстве, созданном на основе Торы, основная трудоспособная часть населения не придерживается религиозных традиций.
Последнее время в кнессете обсуждается вопрос об однополых браках. Возможно, их разрешат. И тогда этот абсурд достигнет апогея, геи и лесбиянки смогут заключать гражданские союзы, а бедные гетеросексуалы будут по-прежнему мотаться на Кипр.
Противоречия израильской жизни невозможно разложить по полочкам. Не только потому, что их так много, но и из-за того, что все евреи очень разные. Среди ортодоксальных иудеев есть люди, не признающие Государство Израиль и считающие, что его создание было крупной ошибкой не только мирового сообщества, но и еврейского народа. Их проклятия в адрес Израиля периодически появляются в палестинских СМИ. Религиозные фанатики всех конфессий иногда понимают друг друга лучше, чем обыкновенные люди. К сожалению, обыкновенные люди все чаще и чаще становятся жертвами религиозных экстремистов. А эта проблема, к сожалению, уже актуальна не только для Израиля.
Религиозный экстремизм в современном мире проявляется в самых разнообразных формах: от страшных терактов до разгрома неприятных для верующих выставок. Экстремизм - это нежелание решать сложные и тонкие вопросы цивилизованным путем. Вот, например, подала же в суд общественная организация "Еврейский мир" на руководство торгово-ярмарочного комплекса "Москва" за некорректную с точки зрения верующего иудея рекламу, а не пошла громить рекламное агентство, где придумали этот злополучный плакат. А ведь могли бы, особенно после того, как суд оправдал хулиганов, разгромивших выставку "Осторожно, религия!", решив, что они руководствовались соображениями высшего порядка.
Израиль - уникальное место на земле, и не только потому, что Иерусалим является Святым городом трех религий, но и потому что, в Святом городе проходят гей-парады, которые оскорбляют чувства верующих не меньше, чем злополучная выставка в Сахаровском центре. Но тем не менее никто не закидывал камнями участников этого веселого мероприятия, которое открылось минутой молчания в честь жертв последнего теракта. Израильская жизнь полна парадоксов и противоречий, но все-таки кое-что мне в ней нравится. Прежде всего это умение находить компромиссы и решения, которые устраивают если не всех, то многих. Евреи учились этому на протяжении своей долгой истории, часто умение договориться или найти компромисс помогало выжить. И, может быть, именно поэтому евреи до сих пор существуют как нация, несмотря на то что они такие разные. Фалаши и сефарды, сабры и ашкеназы, московские интеллигенты и одесские торговцы, инженеры из Баку и музыканты с Брайтона. Они смотрят на мир с разных сторон океана, они верят разным правительствам, а иногда даже молятся разным богам┘ А некоторые - нет, вы только представьте себе, - есть такие - вообще ни во что не верят!