- Ваше Высокопреосвященство, Православная Церковь в Беларуси переживает время своего активного возрождения. Каковы основные направления деятельности Белорусской Православной Церкви сегодня?
- Напомню, что формирование Белорусской Православной Церкви (БПЦ) завершилось в 1992 году. Существовавшая до начала 1990-х годов одна Минская епархия с одним правящим архиереем и с кафедрой в столичном граде в те годы стала колыбелью возрождения всех десяти исторических епископских кафедр.
Православная Церковь в Беларуси пережила сложный этап восстановления того, что было когда-то порушено. При этом мы старались не механически воссоздавать формы и структуры дореволюционной поры, но учреждать новые, прежде не существовавшие школы и центры, разрабатывать современную юридическую основу для нашего целенаправленного развития, обеспечивать твердое основание для церковного строительства.
Не стану перечислять всего, что было сделано за последние 13 лет. Упомяну лишь о том, что наряду с возрожденной в 1989 году Минской духовной семинарией в Беларуси вполне успешно развивается с 1996 года Духовная академия, которой прежде никогда не существовало.
В Минске впервые в истории Русской Православной Церкви образован богословский факультет в рамках светского негосударственного учебного заведения - Европейского гуманитарного университета.
В столице также впервые в истории нашей Церкви воздвигнут при приходе в честь Всех Святых уникальный Дом милосердия, объединивший Церковь и государство в стремлении создать центр духовной, социальной, медицинской, образовательной и культурной деятельности.
Другой крупный социальный церковный комплекс развивается в столичном приходе в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Помимо трех духовных школ разного уровня здесь открыты мастерские для людей с физическими и умственными ограничениями.
Прибыв в Беларусь в 1978 году, я радовался единственному действовавшему тогда на территории республики Свято-Успенскому Жировичскому монастырю. Сегодня возрождающаяся монашеская жизнь совершается в более чем 20 обителях.
Сама жизнь настоятельно требует нашего сосредоточения на вопросах христианского просвещения, образования и миссии среди своих соотечественников. Причем мне хотелось бы особенно подчеркнуть, что уровень духовных требований и степень ответственности пастырей и паствы не только перед священноначалием, но и перед Богом и людьми должны стать значительно выше.
Воспитание веры, научение верности и умножение доверия к Богу - это лучшие и, пожалуй, единственные лекарства от душевных неурядиц, от искушений, которые не оставляют род человеческий во все времена. Правильно выстроенная духовная жизнь врачует все немощи человеческие и все церковные настроения.
- Осенью прошлого года в Беларуси вступил в силу новый Закон "О свободе совести и религиозных организациях", а уже 12 июня нынешнего года между государством и БПЦ заключено соглашение, согласно которому государство признает БПЦ в качестве одного из важнейших социальных институтов, а Церковь, в свою очередь, считает государство гарантом сохранения и приумножения этих традиций. На канонической территории РПЦ - это беспрецедентный пример столь тесного сотрудничества между светской властью и Церковью. Как вам удалось добиться установления столь тесных отношений с государственной властью, и в частности с президентом Александром Лукашенко?
- Сама жизнь расставляет все по местам. Белорусский народ избрал президента, этот же народ составляет Белорусскую Православную Церковь. Беларусь переживает непростой этап своего исторического пути, и ответственное осознание этой сложности присуще и руководству страны, и ее гражданам. Церковь спокойно живет своей жизнью и не стремится принимать на себя не свойственные ей государственные черты или функции, в чем нас иногда пытаются несправедливо упрекнуть. И Церковь, и государство с уважением относятся к конституционным нормам и законодательным актам и не стараются в чем-то подменять друг друга.
Соглашение Белорусской Православной Церкви с государством носит "рамочный" характер и определяет основные принципы наших двусторонних отношений и взаимного восприятия друг друга. Он подготовлен на основании опыта, накопленного в области сотрудничества Церкви с различными государственными учреждениями, например, в деле образования, духовного окормления военнослужащих, пастырского попечения о заключенных и в других областях.
Видя конкретные результаты и высокую пользу такого сотрудничества, Церковь и государство в Беларуси сделали шаги навстречу друг другу для его планомерного и системного развития. Теперь наша задача состоит в том, чтобы оказаться на высоте открывающихся возможностей и не упустить исторический для Церкви шанс в третьем тысячелетии пребывать на передовых позициях развития общества, оставаясь при этом хранительницей многовекового христианского авторитета, опыта, знаний и традиций.
По инициативе президента, высказанной во время одного из визитов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Беларусь, глава государства ежегодно встречается с членами Синода. Во время этих встреч открытый и откровенный разговор помогает формулировать общие задачи и находить способы их решения. Мы высоко ценим такой подход в вопросах строительства взаимоотношений Церкви и государства.
Нельзя также не считаться с тем обстоятельством, что Александр Григорьевич и Святейший Патриарх выражают мнение абсолютного большинства наших граждан и церковных чад о единении России и Беларуси, о единстве славянских народов и об укреплении этого единства на всех уровнях современной жизни. Такое общее понимание принципиальных вопросов, в свою очередь, создает основу для сотрудничества Белорусской Православной Церкви и государства в областях нашей общей социальной ответственности.
- Как вы относитесь к упрекам в адрес православных в том, что в результате сближения Церкви и государства "привилегии" для православных в Беларуси оборачиваются "ущемлением" прав религиозных меньшинств?
- Как к фантому - эдакому причудливому видению или болезненному воображению тех, кого беспокоит, а может быть, и раздражает бытие православия на земле Белой Руси, несмотря на его историю и значение в судьбах белорусского народа.
В сегодняшней законодательной практике, да и в реальной повседневной жизни уже неоспоримым стало понятие о традиционных для того или иного общества религиях. В Беларуси это определение относится к христианским конфессиям - православию, католичеству, лютеранству, а также иудаизму и исламу. Их статус определяется историческим вкладом в формирование белорусской государственности, истории и культуры. Никаких "привилегий" у православия по сравнению с другими конфессиями нет, равно как и ущемления их прав не наблюдается, что подтвердит любой компетентный эксперт в области права. Но шум вокруг несуществующих "привилегий" действительно был, да и теперь отголоски его мы еще слышим. Потому что он выгоден тому, кто хотел бы жать там, где не сеял, и присваивать то, над чем не трудился.
В религиозной жизни человечества было и остается немало групп, претендующих на лидерство во всем мире. К счастью, мир пока еще имеет некоторый навык сопротивления подобной агрессии, и во многих странах практикуются запретительные меры в отношении тоталитарных сект и псевдорелигиозных сообществ. Если я правильно понял, то под "меньшинствами" вы имели в виду именно их. Что же касается политических интриг или стремления стать первыми в секулярных рейтингах, то Православную Церковь эта область деятельности не тревожит, и обвинения в привилегированности мы не принимаем.
- Вы известны своими многочисленными контактами с представителями других христианских конфессий и деноминаций. Каково ваше видение проблем межхристианских отношений и, в частности, православно-католических отношений сегодня? Что такое, на ваш взгляд, экуменизм и каким он должен быть с православной точки зрения?
- Изначально под экуменизмом понималось стремление христиан к сближению. Греческое слово "ойкумена" переводится как "обитаемая людьми часть суши". Сегодня словом "экуменизм" пользуются порой без разбора, и термин из-за неточного, а порою и ложного понимания стал, к сожалению, терять свои четкие очертания.
Церковь Христова едина, о чем свидетельствует Никейский символ нашей веры. Грех человеческих разделений привнес в Церковь трагедию "раздирания хитона Христова", как образно называются внутрицерковные распри и расколы. Если мы не будем радеть о единстве христиан в духе и истине (Ин. 4: 23-24), в союзе любви и мира, то мы окончательно нарушим заповедь Христа о единстве и погрязнем в недоверии и враждебности. Мир и без того полон их плодами, и христиане не вправе пренебрегать даже малейшей возможностью диалога, ведущего к большему пониманию причин, приведших к разделению.
Спекулятивное понимание экуменизма как стремления объединить все религии мира в некий конгломерат совершенно чуждо Православной Церкви и рассматривается ею как очередная ересь новейшей истории. И связывать такую интерпретацию экуменизма с межхристианской деятельностью Московского Патриархата неправомерно.
История, принципы и современное положение внешних церковных контактов с инославием изложены в специальных документах Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, и я не стану пересказывать их. Комментируя сегодняшнее состояние православно-католических отношений, скажу, что они сложны. С одной стороны, десятилетиями налаженные связи с отдельными монастырями, приходами и целыми епархиями Католической Церкви вовсе не пострадали из-за проблем, возникающих, так сказать, на высшем уровне.
Но с другой - мы видим непоследовательное отношение Ватикана к нормам межцерковного общения, когда за благонамеренными словами не стоит ничего, кроме слов, а дела свидетельствуют о планомерном и не зависящем ни от каких переговоров попрании канонических правил. Например, весь диалог, связанный с учреждением римско-католических епархий на канонической территории Русской Православной Церкви, сводится к нулю заявлениями, что Ватикан вообще не признает такого понятия! Прозелитизм в России и униатская политика на Украине продолжаются без всяких изменений в течение времени, достаточно долгого для того, чтобы мы оставили иллюзии по поводу известных заявлений и инициатив.
Мы внимательно следим за процессами, происходящими в недрах Римско-Католической Церкви, в Ватикане, в епархиях и приходах, и стараемся их понять. И нужно сказать, что не все воспринимается нами с прискорбием. Например, в Беларуси, где православие тесно соседствует с католичеством, мы находим больше взаимного понимания на всех уровнях нашего общения. И это вселяет надежды на будущее.
- Вы возглавляете Богословскую комиссию РПЦ МП, которая, в частности, занимается вопросами межправославного диалога. На какой стадии сейчас находится диалог между РПЦ и РПЦЗ?
- Стремление восстановить единство Матери-Церкви сегодня налицо. Время "сердитых" молодых мирян и священников, недовольных своим священноначалием и ищущих себе единомышленников в Зарубежной Церкви, прошло или близится к концу. Гораздо важнее сейчас услышать голос православных приходов русской традиции за рубежом, где все сильнее становится желание восстановить историческую справедливость и пересмотреть разделенное состояние Русской Православной Церкви, которое явилось следствием трагического излома нашей общей истории в начале XX столетия.
Эта тема будет одним из вопросов предстоящей в ноябре 2003 года Третьей богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о Церкви". На ней ожидается серьезный обмен мнениями по этому поводу.
Всем известно обращение Святейшего Патриарха к православным соотечественникам в Европе с предложением о их объединении в лоне Матери-Церкви, с сохранением своей привычной уставной и организационной структуры под омофором соборно избранного Митрополита. Мы видим сегодня искреннее взаимное желание положить предел разделению. Мы свидетельствуем о взаимной усталости от конфликтов. Мы не хотим более давать повод к использованию этого тяжкого исторического наследия в корыстных целях создания какой-то "альтернативной" Православной Церкви для верующих соотечественников в России и за рубежом.
Слово Святейшего Патриарха сказано, сделан решительный шаг не без веских на то оснований. Надеюсь, события ближайшего будущего принесут благие плоды на этой ниве. Без сомнения, у раки Преподобного Серафима мы будем соборно молить Господа и Пресвятую Богородицу о даровании единства русскому православию.
- За последнее десятилетие Церковь пережила очень важный этап своей истории, и можно предположить, что сегодня она вместе со всем народом вступает в новый период. Не могли бы вы рассказать о вашем видении будущего Русской Православной Церкви.
- Думаю, что мое видение будущего нашей Церкви не будет субъективным. Очевидность перехода к новому этапу ее истории уже не вызывает сомнений ни среди священноначалия, ни среди клира и паствы. Этап возрождения приходов и монастырей, духовных школ и традиционных форм социального и миссионерского служения Церкви стал необратимым и приносит убедительные результаты. Наступает потребность всерьез задуматься о наполнении всех сфер церковной жизни жизнью по вере. Пришло время углубления в свои сердца: а достаточно ли в них христианского содержания, чтобы наполнять православным духом все те храмы и монастыри, классы и аудитории, газеты, книги и журналы, проповеди и беседы, фильмы и мероприятия, которые создаются именно для этого?
Такой вопрос должен задать себе каждый, без различия сана, должности и положения. И от того, какой ответ мы обретем в своих сердцах, зависит и наша деятельность, и ее результаты. Первоначальный энтузиазм должен уступить дорогу подвигу глубоко осознанного повседневного служения верой и правдой Богу, Матери-Церкви, земному Отечеству и своему ближнему.