Одна из многих
Новые религиозные движения часто объявляют себя светскими организациями. С одной стороны, это помогает отмежеваться от "старых" традиционных религий, акцентировать "новизну" своего учения и формы организации. С другой стороны, действуя таким образом, можно, например, получить лицензию на образовательную деятельность. И не только. В качестве нерелигиозной неполитической образовательной международной организации университет "Брахма Кумарис" является членом департамента общественной информации при ООН и обладает консультативным статусом в Экономическом и Социальном совете ООН и Фонде помощи детям ЮНИСЕФ.
На данный момент в 80 странах мира насчитывается более 3000 центров "Брахма Кумарис", в которых обучаются около 500 тыс. студентов. В России и странах СНГ работает 20 центров, крупнейшие из которых в Москве, Санкт-Петербурге и Минске.
История создания
История "Брахма Кумарис" началась в 1936 г., когда к Дада Лекхраджу, шестидесятилетнему преуспевающему торговцу бриллиантами и набожному индуисту из индийского города Синд Хайдарабада, неожиданно пришло прозрение. Рассказывается, что он увидел божественный свет и услышал голос самого бога Шивы, зовущий его стать посредником между Богом и людьми, восстановить высшие ценности, приближая наступление нового Золотого века.
В последующие годы вокруг Дада Лекхраджа, которого стали называть Баба (Отец), сформировалась небольшая группа последователей - "духовная семья". Община открыла школу, где преподавались как светские, так и "духовные" дисциплины.
В 1937 г. было сформировано правление Университета, и этот год стал официальной датой основания "Брахма Кумарис". Члены общины начали издавать духовную литературу, отдельные экземпляры рассылались политическим лидерам, религиозным организациям и известным людям во многие страны мира. В программном документе говорилось: "Бестелесный Бог посредством Дада Лекхраджа сообщил, что путь самосовершенствования лежит через практику чистоты мысли, слов и действий и что для этого необходимо избавиться от похоти, гнева, жадности, привязанности, гордости и лености - шести главных пороков человека".
Вскоре Дада Лекхрадж принял новое имя - Праджапита Брахма ("Любящий Брама Баба, Отец человечества"). Всех членов общины стали называть Брахма Кумари и Брахма Кумары, т.е. дочери и сыновья Брахмы. Женщин в общине всегда было больше, чем мужчин: члены "Брахма Кумарис" убеждены, что женщины - более духовные существа, нежели мужчины, так как у них меньше порочных, греховных наклонностей.
После смерти Праджапиты Брахмы в 1969 г. в общине не возникла система преемственности гуру, все остались "братьями" и "сестрами". Ученикам и последователям Отец-основатель оставил записи своих откровений "Мурли" ("Волшебная флейта"). Считается, что из "тонкого мира" он продолжает свою работу, заряжая энергией человеческие души.
До 70-х гг. Университет действовал только в пределах Индии. В 1971 г. делегация "Брахма Кумарис" выехала в Лондон, где основала первый международный центр. Вскоре появились центры в Западной Германии, Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии и других странах.
С 1980 по 1990 г. Университет начал проводить различные международные конференции по проблемам мира, участвовать в программах, организованных ООН. В 1986 г., в год 50-летия Университета, в Маунт-Абу проводилась конференция по проблемам всеобщего мира, на которой присутствовали более 3000 делегатов из 60 стран.
В 1994 г. Министерство связи Индии выпустило памятную марку в честь Праджапиты Брахмы. Но руководители "Брахма Кумарис" считают, что "предстоит сделать еще гораздо больше работы за более короткое время: весть о новом знании должна дойти до сотен миллионов людей".
"Брахма Кумарис" в России
Представители "Брахма Кумарис" впервые приехали в Россию по приглашению АН СССР в 1989 г. и прочитали несколько лекций в МГУ. В том же году был открыт первый центр "Брахма Кумарис" в Москве. Сейчас Университет официально зарегистрирован Министерством юстиции РФ и имеет лицензии на образовательную деятельность, выданные департаментами образования Москвы и Санкт-Петербурга.
У Университета нет разрешения на проведение занятий в российских школах, но образовательные программы уже разработаны. Например, учащимся 1-3-х классов предлагается курс "Нравственные ценности и духовное развитие", рассчитанный на 34 часа. В программу входит рассмотрение различных добродетелей (любовь, положительное мышление, бескорыстие, уверенность в себе, честность, дисциплинированность), а также негативных качеств (гнев, жадность, зависть, лень). Предлагается вводить занятия раджа-йогой в учебные программы средних и высших учебных заведений, а также обучать медитации рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях.
Разработана программа и по борьбе с наркотиками. Члены организации уверены, что практикуемая ими медитация раджа-йоги - это уникальная техника, которая помогает полностью освободиться от наркотической зависимости.
Особенности учения и практики раджа-йоги
В университете "Брахма Кумарис" не требуется верить в Бога, но необходима открытость идее, что "может существовать больший источник энергии, чем мой собственный, который я могу изучить с помощью своих собственных экспериментов в медитации".
Все курсы в "Брахма Кумарис" проводятся бесплатно, но приветствуются добровольные пожертвования. Вот названия некоторых предметов: "Медитация раджа-йоги", "Видение себя, концепция Всевышнего", "Универсальная этика: принцип и практика менеджемента и самоуправления", "Древние культуры и будущее человечества".
Последователи учения раджа-йоги считают, что "Железный век", в котором мы живем, подходит к концу. Вслед за ним наступит переходный период - "Бриллиантовый век", который сменится "Золотым". Тот, кто практикует раджа-йогу, вступает в "Бриллиантовый век" досрочно. Отвергая упреки в апокалиптических настроениях, члены "Брахма Кумарис" утверждают, что катастрофы, конца света, уничтожения человечества не произойдет, будет совершаться лишь медленная трансформация, постепенный переход к "Золотому веку".
В "Брахма Кумарис" особенно подчеркивается, что для практики раджа-йоги не нужно ничего специального: ни визуализация божественного образа, ни чтение мантр, ни четки, ни особые асаны (йогические позы), ни контроль за дыханием; отвергаются любые вспомогательные средства, даже музыка. Такая простота и доступность поначалу привлекает многих. Правда, впоследствии оказывается, что раджа-йога - не разовые упражнения, а радикальное изменение образа жизни. Результатом этой практики должно стать якобы "полное и окончательное освобождение от негативных мыслей".
От членов секты требуется жесткое соблюдение правил духовной дисциплины: следовать принципу ненасилия в мыслях, речи и действиях; соблюдать чистоту тела и одежды, чистоту ума и способов зарабатывания на жизнь; ежедневно изучать божественное знание и не читать, не смотреть, не слушать ничего, что отражает насилие, секс и другие порочные наклонности; быть вегетарианцем, воздерживаться от алкоголя, табака и ряда других нечистых продуктов (например, лука и перца); поддерживать чистоту атмосферы в классе, не создавать "нечистых вибраций".
Члены организации должны соблюдать половое воздержание, даже формально состоя в браке. Половой акт считается чрезвычайно вредным и неприемлемым даже с целью рождения детей. Современный мир насквозь порочен, поэтому люди смогут искать себе спутника жизни в лице противоположного пола лишь в следующем рождении.
Несмотря на строгие этические нормы, адепты "Брахма Кумарис" ведут активную жизнь. Большинство из них ходит на обычную работу. Предполагается, что раджа-йога должна стать образом жизни для всего человечества, поэтому религиозная организация стремится максимально расширить сферу своего влияния.
"Брахма Кумарис" учит, что раджа-йога - это "истинная религия", "религия души" в отличие от христианства, ислама и иудаизма. Это "религии тела", они разделяют людей, в то время как истинная религия призвана объединить мир.
В раджа йоге есть особое имя для Всевышнего - Шив Баба, т.е. Отец-благодетель. Праджапита Брахма - это посредник Шив Бабы среди людей. Последователи "Брахма Кумарис" верят, что Шива вошел в тело Дада Лекхраджа для того, чтобы начать создание нового мирового устройства. Цель "Брахма Кумарис" - ни много ни мало "воссоздание мирного, счастливого, здорового и богатого общества через изменение сознания, мировоззрения, системы ценностей, внесение всесторонней трансформации в личность, а также в социальный, экономический и другие аспекты жизни общества".
Правды нам не узнать
Как и многие другие новые религиозные движения, "Брахма Кумарис" выступает и как общественная организация, и как центр по обучению духовным практикам. Большинство людей, попадая на концерты и конференции, организованные Университетом, или даже на занятия в одном из центров, узнают историю движения, его успехи в качестве международной общественной организации, получают навыки медитации. Вот, собственно, и все. Они не платят за это деньги, никто их специально не завлекает, но тот, кто решит продолжить свое обучение в Университете, сталкивается с серьезными проблемами. Он вынужден действительно изменить свою жизнь в соответствии с существующими требованиями. Что происходит на этом этапе, какими психотехниками занимаются члены общины, откуда берутся финансовые средства - эти вопросы относятся к другой, скрытой от посторонних сфере деятельности.
Действительно, кроме тщательно отредактированной истории движения и основ духовной практики, мы едва ли что-то узнаем. И дело даже не в том, что существует какая-то особая "тайна для посвященных". Переживаемый в результате активных занятий медитацией опыт измененных состояний сознания практически не поддается вербализации и, кроме того, накладывает свой отпечаток на всю личность в целом. В результате то, что могут рассказать члены общины, в принципе не может быть понято посторонними. Возможно, наличие такого "барьера" и есть тот критерий, который помогает разделять общественные организации и новые религиозные движения.