0
1904
Газета Вера и люди Интернет-версия

05.02.2003 00:00:00

Алмазная колесница

Борис Малышев

Об авторе: Борис Александрович Малышев - кандидат исторических наук, сотрудник интернет-сайта "Мир религий".

Тэги: тибет, буддизм


Известно, что в основе тибетского буддизма лежат идеи "ваджраяны" - одного из главных направлений этой религии, возникшего в Индии две тысячи лет назад. Согласно преданию, учение "ваджраяны", что с санскрита переводится как "алмазная колесница", в VIII веке в Тибет принес легендарный проповедник Падмасамбхава.

Жители тибетских Гималаев верят в мгновенное просветление, подобное "удару молнии". Они считают, что достичь нирваны может каждый человек уже в настоящей жизни, не проходя бесконечную цепь перерождений.

Наиболее действенным способом достижения просветления ваджраяна считает многократные повторения особой магической формулы, или мантры. Отсюда происходит еще одно название тибетской формы буддизма - тантризм.

Считается, что овладение теорией, практикой и техникой тантрической йоги позволяет человеку передвигаться на большие расстояния за короткий срок, вызывать "внутренний огонь", растопляющий снег и лед, откладывать собственную смерть, оживлять человека после наступления клинической смерти и даже принимать разные обличья.

В VIII веке в Тибете уже сформировались собственные оригинальные школы: кадампа, кагьюдпа, сакьяпа и ньингмапа. Еще одна школа - гелугпа ("путь добродетели") во многом определила особое отношение тибетцев к институту ламства (лама по-тибетски "высший"). Основатель этой школы и выдающийся реформатор тибетского буддизма Цзонхава разработал учение о "ступенях небесного пути", то есть о иерархии лам по степеням их посвящения. При нем доктрина об особой роли ламы достигла своего наивысшего развития. Отсюда происходит третье название тибетского буддизма - "ламаизм", - имевшее устойчивое употребление в научной литературе конца ХIХ - начала ХХ в.

В отличие от других школ, которые почти не участвовали в мирской жизни, гелугпа поощряла активное участие лам в светских делах, в том числе и в политической жизни. Этой школой разработана концепция о соотношении светской и духовной власти, причем авторитет первой целиком зависел от ее добродетельного поведения по отношению ко второй. Такое положение дел привело впоследствии к установлению в Тибете теократической формы правления.

Главным духовным и административным центром в организационной структуре школы гелугпа является монастырь - дацан. Он представляет собой обширный храмово-монастырский комплекс, в котором проживают члены монашеской общины и размещается духовная школа.

Все ламы разделяются по степени посвящения. Низшую степень составляют банди, принимающие шесть обетов. После обучения в течение 5-7 лет под руководством ламы-наставника банди получают вторую степень посвящения, становясь гецулами и принимая уже 36 обетов.

Высшую степень посвящения образуют гелунги, принимающие 253 обета. Гелунги, желающие овладеть высшей степенью знаний, проходят обучение в чойра - духовных академиях, имеющих три факультета: философии, астрологии и медицины.

Посвящение монахов производят ламы высшего ранга - хамбо-ламы ("лама-учитель"). Из их числа на особом собрании избирается глава всей региональной общины - пандидо хамбо-лама ("ученый - первый наставник"). Именно такую должность занимает глава Буддийской традиционной Сангхи (общины) России Пандидо хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Ламы поддерживают тесные контакты с мирянами, консультируя их по самому широкому кругу житейских вопросов. К ним обращаются за разрешением тяжб и семейных конфликтов, за медицинской помощью, за составлением гороскопов и совершением культовых обрядов на дому. Авторитет лам чрезвычайно высок, а в ряде случаев - просто непререкаем.

Другой отличительной чертой тибетского буддизма является институт Далай-ламы (тиб. "океан учения"), считающийся воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. Согласно теории реинкарнации, в момент смерти очередного Далай-ламы Авалокитешвара воплощается в новорожденного младенца, которого определяют при помощи весьма сложной процедуры. При этом учитывается указание главного астролога из монастыря Нечунг, указание предыдущего Далай-ламы, а также те сверхъестественные явления, которыми было ознаменовано рождение кандидата на эту реинкарнацию, и узнавание им предметов, принадлежавших предшественнику. Если на реинкарнацию Далай-ламы претендуют несколько отобранных кандидатов, проводится особая жеребьевка.

Нынешний Далай-лама XIV - Агван Лобсан Тендзин-Гьятцо (род. в 1935 г.) после подавления в 1959 г. антикитайского восстания в Тибете проживает в индийском городе Дхармасала, где возглавляет тибетское правительство в изгнании. В 1989 г. ему была присуждена Нобелевская премия за активное участие в миротворческой деятельности.

Вторая линия "перерожденцев" тибетского буддизма - Панчен-ламы ("великое сокровище учения"). Этот титул носят наставники Далай-ламы, которые считаются воплощением будды Амитабхи. Панчен-лама не только является воспитателем Далай-ламы, но и выполняет его функции до достижения им совершеннолетия.

Для тибетского буддизма характерна яркая и детально регламентированная обрядность. Храмовые молебны проводятся с большой торжественностью и сопровождаются музыкой духовых и ударных инструментов, танцами и пантомимой. На молебны, совершаемые ламами, допускаются и миряне. При этом пассивное созерцание молебна приравнивается к активному участию в нем. Важное место в тибетской храмовой обрядности имеют театрализованные мистерии. Символическим чтением мантр и молитв является вращение молитвенных барабанов-хурдэ - вертикальных цилиндров с текстами молитв. Считается, что при полном обороте барабана все вложенные в него молитвы прочитаны. Часто можно видеть, как, проходя мимо барабанов, верующие просто прокручивают их и идут дальше.

В тибетско-монгольском буддизме ежегодно отмечаются шесть крупных праздников - хуралов: 1. Цагаалган - буддийский Новый год по лунному календарю (январь-февраль); 2. Дуйнхор - поворот "колеса времени", посвященный началу проповеди Буддой своего учения (май); 3. Дончод - день рождения, просветления и ухода из земного мира Будды (май-июнь); 4. Майдари - в честь Будды Грядущего Майтреи (июль-август); 5. Лхабаб Дуйсэн - в честь земного воплощения Будды Шакьямуни; 6. Зула - день памяти основателя школы гелугпа Цзонхавы (ноябрь-декабрь). Празднования сопровождаются торжественным чтением мантр и священных текстов, воскурением благовоний, организацией процессий и шествий, демонстрацией реликвий, игрой на духовых инструментах и особым горловым пением.

После присоединения в 1951 г. Тибета к Китаю китайские власти приступили к широкомасштабным репрессиям против тибетских монахов и уничтожению памятников буддийской культуры. Они объясняли свои акции тем, что ламаизм является не настоящим буддизмом, а лишь его "деградированной формой" и поэтому он не может претендовать на сохранность как явление культуры. В связи с этим Далай-лама XIV призвал к повсеместному отказу от термина "ламаизм". Он заявил, что "буддийское учение, получившее распространение в Тибете, есть не что иное, как индийское учение в его чистом виде. Тибетские ламы не изменяли его и не сочетали ни с какой другой религией.

Глубоко ошибаются те, кто, обращая внимание на незначительные отличия тибетского буддизма от индийского, обусловленные иной местностью, временем или внешними условиями, называют его "ламаизмом" и видят в нем некий преобразованный буддизм".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1875
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3888
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2923
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2392

Другие новости