0
2837
Газета Вера и люди Интернет-версия

05.02.2003 00:00:00

Новый год эры Нирваны

Тэги: буддизм, астология


Календарь в странах буддийской традиции имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснения важнейших астрономических и метеорологических явлений. По нему определяют время проведения сельскохозяйственных работ, предсказывают события в общественной жизни, с его помощью составляют индивидуальные гороскопы.

Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом.

В Центральной и Восточной Азии с древних времен велись тщательные астрономические наблюдения за движением Солнца, Луны, Юпитера, Сатурна, других планет, звезд и созвездий, которые и легли в основу календарного счисления времени.

Основой для календарных систем буддийских стран Центральной и Восточной Азии стал китайский календарь - самый древний из всех календарей. Значение этого календаря далеко не ограничивается хронологией: он является едва ли не самым наглядным и полным воплощением фундаментальной для китайской цивилизации идеи гармонического единства трех сил мироздания - Неба, Земли и Человека. Он выявляет и вместе с тем обосновывает взаимное соответствие процессов земной, небесной и человеческой деятельности. Этот календарь отличается необычайной жизненностью и убедительностью, поскольку отражает не только закономерности в природе, но и теснейшим образом связан с хозяйственной деятельностью, со всеми сторонами практических знаний китайцев. Достаточно сказать, что китайская и тибетская медицина различают в теле человека 365 основных чувствительных точек - по числу дней в году.

Универсализм китайского календаря проявился в искусном сочетании лунного и солнечного ритмов, причем в качестве основной единицы измерения времени принято чередование фаз луны. В китайском календаре начало месяца всегда совпадает с новолунием, а середина - с полнолунием. Тридцать лунных дней составляют месяц, а двенадцать лунных месяцев - год.

Характерной особенностью китайского календаря является система летосчисления по 60-летнему циклу, принцип составления которого заключается в совмещении "десяти стволов" и "двенадцати ветвей".

"Десятью стволами" называют десять особых циклических знаков, которые соотносятся с Небом и пятью "элементами", или "стихиями", проявления единой мировой энергии. Это Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода.

Каждая из этих стихий "управляет" двумя годами, так как имеет две природы, соответствующие двум началам бытия (китайские ян и инь) - "жесткому" и "мягкому", "мужскому" и "женскому", "явленному" и "сокрытому" и т.д. Таким образом, выстраивается ряд из десяти циклических знаков, обозначающих стихии и их природу ("мужскую" - нечетные знаки: 1, 3, 5, 7, 9 и "женскую" - четные знаки: 2, 4, 6, 8, 10). Каждой стихии соответствуют свой символический цвет и своя планета.

Изучая годовое движение Солнца, китайские астрономы выделили 12 созвездий солнечного Зодиака, которым присвоили названия животных. Впоследствии в буддийской традиции даже сложилась легенда о том, что Будда перед уходом в нирвану призвал к себе всех животных, однако проститься с ним пришли только Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда вручил каждому из этих животных по одному году для управления, причем годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний "цикл животных".

В календаре знаки данного цикла получили название "двенадцать ветвей". Эти знаки соотносятся с Землей и имеют разнообразное применение: они служат для обозначения периодов времени - эпох, лет, месяцев, порядкового числа дней и времени суток. 12 знаков "цикла животных" также олицетворяют 12 видов влияния космической энергии на человека, которые особо проявляются в год его рождения, формируют его характер и во многом определяют его дальнейшую судьбу.

За начало циклической эры китайского календаря, то есть за первый год первого цикла, принят год Дерева-Мыши, соответствующий 2637 г. до н.э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного родоначальника китайской цивилизации императора Хуанди.

К настоящему времени прошло 77 полных циклов, и с 1984 г. начался нынешний, 78-й цикл. 2003 год по григорианскому календарю соответствует 20-му году этого цикла, который "управляется" знаком Овцы и стихией Воды.

Согласно буддийскому преданию, эту календарную систему проповедовал сам бодхисаттва мудрости Манджушри.

Новый год по китайскому лунному календарю наступает в первое новолуние после вхождения Солнца в созвездие, именуемое в западной традиции Водолеем. По григорианскому календарю это происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля. Однако начало нового года в тибетском и монгольском календарях не всегда полностью совпадает с китайским и иногда имеет расхождение в пределах от двух недель до одного месяца. Это происходит потому, что протяженность месяцев этих календарей различна.

В Тибете, Монголии, Бутане и во всех других регионах, где распространен ламаизм, Новый год отмечается в феврале-марте после его наступления по китайскому календарю.

Различные порядки счисления времени и устанавливаемые ими соответствия между космическими силами и явлениями складываются в буддийском календаре в единую космологическую систему, объединяющую циклическое и линейное время.

Буддийская концепция перерождений рассматривает появление человека в мире как практически непредсказуемое проявление закона кармы, а не результат линейного исторического развития. Поэтому в отличие от календарных традиций иудаизма, христианства и ислама, в которых хронология была необходима для отсчета времени от сотворения мира, Рождества Христова и хиджры (переселения Мухаммеда из Мекки в Медину), буддийская традиция изначально не придавала линейности и хронологии никакого значения.

Принцип хронологического летосчисления стал применяться в буддизме лишь в начале 50-х гг. ХХ века, чтобы отметить в 1956 г. 2500-летие со дня ухода в нирвану (Паринирваны) Будды Шакьямуни. При этом за точку отсчета был взят 544 г. до н. э. - год, в котором, согласно преданию, произошло это событие. Он и считается первым годом эры Нирваны - общебуддийского летосчисления, применяемого в настоящее время. Таким образом, 2003 год по григорианскому календарю считается 2547 годом эры Нирваны. Однако в каждой буддийской стране по-прежнему продолжает использоваться собственная традиционная и исторически сложившаяся система календарных расчетов и хронологии. Например, в тибетском календаре летосчисление ведется от так называемого "царского года" - года восшествия на престол первого царя Тибета Ньятри Ценпо, которое произошло в 127 г. до н.э. (поэтому 2003 год соответствует 2130 году тибетского календаря) и т.д.

В Тибете китайский лунный календарь впервые появляется во время правления царя Сонгцэна Гампо (627-650 гг.), когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты. В Монголии двенадцатилетний цикл Зодиака животных впервые введен в 1210 г., 60-летний цикл появился в начале XIV в., а календарно-астрологическая система (Зурхай) окончательно сформировалась уже к концу XVI в., когда в стране утвердилось учение школы гелугпа. С XVII в. монгольский календарь стали использовать буряты, тувинцы и калмыки.

В традиции тибетско-монгольского буддизма Новый год является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов. Празднование Нового года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основатель школы гелугпа Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях. К Новому году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Чхенмо (по-тибетски "Великий молебен"). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию 15 чудес, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия).

Во время торжественных молебнов, посвященных этим событиям, совершается обряд ежегодного обновления веры, а после их окончания устраиваются экзамены для монахов, желающих получить более высокий сан. В столице Тибета Лхасе молебны Монлам Чхенмо совершаются в Джокханге - одном из старейших храмов города. По традиции на время проведения Монлам Чхенмо власть в Лхасе символически передается настоятелям трех монастырей школы Гелугпа: Галдан, Сера и Дрепунг. В 15-й день праздника (всегда день полнолуния) принято изготавливать из топленого сливочного масла особые фигурки для скульптурной инсценировки 15 чудес Будды и выставлять их в монастырях. На эти же темы в монастырях устраиваются кукольные представления и проводятся театрализованные мистерии цам.

За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам - защитникам учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (по-тибетски Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

В канун праздника во всех домах проводится особый обряд очищения - гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год.

После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит "выкупом", который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: "Прочь отсюда!" После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

Характерным элементом праздника является также обряд дугжууба - символическое уничтожение в огне врагов веры, который проводится в монастырях обычно за два дня до празднования Нового года. Для этого обряда изготавливается "сор" - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в "сор" "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год и затем торжественно сжигают его на костре. Борьбу с врагами веры символизирует и обряд линга: для него тоже лепится из теста фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частей и сжигается как жертва, приносимая владыке смерти Яме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1434
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1636
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1742
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4046

Другие новости