0
2616
Газета Вера и люди Интернет-версия

05.02.2003 00:00:00

Новый год эры Нирваны

Тэги: буддизм, астология


Календарь в странах буддийской традиции имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснения важнейших астрономических и метеорологических явлений. По нему определяют время проведения сельскохозяйственных работ, предсказывают события в общественной жизни, с его помощью составляют индивидуальные гороскопы.

Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом.

В Центральной и Восточной Азии с древних времен велись тщательные астрономические наблюдения за движением Солнца, Луны, Юпитера, Сатурна, других планет, звезд и созвездий, которые и легли в основу календарного счисления времени.

Основой для календарных систем буддийских стран Центральной и Восточной Азии стал китайский календарь - самый древний из всех календарей. Значение этого календаря далеко не ограничивается хронологией: он является едва ли не самым наглядным и полным воплощением фундаментальной для китайской цивилизации идеи гармонического единства трех сил мироздания - Неба, Земли и Человека. Он выявляет и вместе с тем обосновывает взаимное соответствие процессов земной, небесной и человеческой деятельности. Этот календарь отличается необычайной жизненностью и убедительностью, поскольку отражает не только закономерности в природе, но и теснейшим образом связан с хозяйственной деятельностью, со всеми сторонами практических знаний китайцев. Достаточно сказать, что китайская и тибетская медицина различают в теле человека 365 основных чувствительных точек - по числу дней в году.

Универсализм китайского календаря проявился в искусном сочетании лунного и солнечного ритмов, причем в качестве основной единицы измерения времени принято чередование фаз луны. В китайском календаре начало месяца всегда совпадает с новолунием, а середина - с полнолунием. Тридцать лунных дней составляют месяц, а двенадцать лунных месяцев - год.

Характерной особенностью китайского календаря является система летосчисления по 60-летнему циклу, принцип составления которого заключается в совмещении "десяти стволов" и "двенадцати ветвей".

"Десятью стволами" называют десять особых циклических знаков, которые соотносятся с Небом и пятью "элементами", или "стихиями", проявления единой мировой энергии. Это Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода.

Каждая из этих стихий "управляет" двумя годами, так как имеет две природы, соответствующие двум началам бытия (китайские ян и инь) - "жесткому" и "мягкому", "мужскому" и "женскому", "явленному" и "сокрытому" и т.д. Таким образом, выстраивается ряд из десяти циклических знаков, обозначающих стихии и их природу ("мужскую" - нечетные знаки: 1, 3, 5, 7, 9 и "женскую" - четные знаки: 2, 4, 6, 8, 10). Каждой стихии соответствуют свой символический цвет и своя планета.

Изучая годовое движение Солнца, китайские астрономы выделили 12 созвездий солнечного Зодиака, которым присвоили названия животных. Впоследствии в буддийской традиции даже сложилась легенда о том, что Будда перед уходом в нирвану призвал к себе всех животных, однако проститься с ним пришли только Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда вручил каждому из этих животных по одному году для управления, причем годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний "цикл животных".

В календаре знаки данного цикла получили название "двенадцать ветвей". Эти знаки соотносятся с Землей и имеют разнообразное применение: они служат для обозначения периодов времени - эпох, лет, месяцев, порядкового числа дней и времени суток. 12 знаков "цикла животных" также олицетворяют 12 видов влияния космической энергии на человека, которые особо проявляются в год его рождения, формируют его характер и во многом определяют его дальнейшую судьбу.

За начало циклической эры китайского календаря, то есть за первый год первого цикла, принят год Дерева-Мыши, соответствующий 2637 г. до н.э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного родоначальника китайской цивилизации императора Хуанди.

К настоящему времени прошло 77 полных циклов, и с 1984 г. начался нынешний, 78-й цикл. 2003 год по григорианскому календарю соответствует 20-му году этого цикла, который "управляется" знаком Овцы и стихией Воды.

Согласно буддийскому преданию, эту календарную систему проповедовал сам бодхисаттва мудрости Манджушри.

Новый год по китайскому лунному календарю наступает в первое новолуние после вхождения Солнца в созвездие, именуемое в западной традиции Водолеем. По григорианскому календарю это происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля. Однако начало нового года в тибетском и монгольском календарях не всегда полностью совпадает с китайским и иногда имеет расхождение в пределах от двух недель до одного месяца. Это происходит потому, что протяженность месяцев этих календарей различна.

В Тибете, Монголии, Бутане и во всех других регионах, где распространен ламаизм, Новый год отмечается в феврале-марте после его наступления по китайскому календарю.

Различные порядки счисления времени и устанавливаемые ими соответствия между космическими силами и явлениями складываются в буддийском календаре в единую космологическую систему, объединяющую циклическое и линейное время.

Буддийская концепция перерождений рассматривает появление человека в мире как практически непредсказуемое проявление закона кармы, а не результат линейного исторического развития. Поэтому в отличие от календарных традиций иудаизма, христианства и ислама, в которых хронология была необходима для отсчета времени от сотворения мира, Рождества Христова и хиджры (переселения Мухаммеда из Мекки в Медину), буддийская традиция изначально не придавала линейности и хронологии никакого значения.

Принцип хронологического летосчисления стал применяться в буддизме лишь в начале 50-х гг. ХХ века, чтобы отметить в 1956 г. 2500-летие со дня ухода в нирвану (Паринирваны) Будды Шакьямуни. При этом за точку отсчета был взят 544 г. до н. э. - год, в котором, согласно преданию, произошло это событие. Он и считается первым годом эры Нирваны - общебуддийского летосчисления, применяемого в настоящее время. Таким образом, 2003 год по григорианскому календарю считается 2547 годом эры Нирваны. Однако в каждой буддийской стране по-прежнему продолжает использоваться собственная традиционная и исторически сложившаяся система календарных расчетов и хронологии. Например, в тибетском календаре летосчисление ведется от так называемого "царского года" - года восшествия на престол первого царя Тибета Ньятри Ценпо, которое произошло в 127 г. до н.э. (поэтому 2003 год соответствует 2130 году тибетского календаря) и т.д.

В Тибете китайский лунный календарь впервые появляется во время правления царя Сонгцэна Гампо (627-650 гг.), когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты. В Монголии двенадцатилетний цикл Зодиака животных впервые введен в 1210 г., 60-летний цикл появился в начале XIV в., а календарно-астрологическая система (Зурхай) окончательно сформировалась уже к концу XVI в., когда в стране утвердилось учение школы гелугпа. С XVII в. монгольский календарь стали использовать буряты, тувинцы и калмыки.

В традиции тибетско-монгольского буддизма Новый год является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов. Празднование Нового года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основатель школы гелугпа Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях. К Новому году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Чхенмо (по-тибетски "Великий молебен"). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию 15 чудес, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия).

Во время торжественных молебнов, посвященных этим событиям, совершается обряд ежегодного обновления веры, а после их окончания устраиваются экзамены для монахов, желающих получить более высокий сан. В столице Тибета Лхасе молебны Монлам Чхенмо совершаются в Джокханге - одном из старейших храмов города. По традиции на время проведения Монлам Чхенмо власть в Лхасе символически передается настоятелям трех монастырей школы Гелугпа: Галдан, Сера и Дрепунг. В 15-й день праздника (всегда день полнолуния) принято изготавливать из топленого сливочного масла особые фигурки для скульптурной инсценировки 15 чудес Будды и выставлять их в монастырях. На эти же темы в монастырях устраиваются кукольные представления и проводятся театрализованные мистерии цам.

За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам - защитникам учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (по-тибетски Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

В канун праздника во всех домах проводится особый обряд очищения - гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год.

После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит "выкупом", который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: "Прочь отсюда!" После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

Характерным элементом праздника является также обряд дугжууба - символическое уничтожение в огне врагов веры, который проводится в монастырях обычно за два дня до празднования Нового года. Для этого обряда изготавливается "сор" - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в "сор" "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год и затем торжественно сжигают его на костре. Борьбу с врагами веры символизирует и обряд линга: для него тоже лепится из теста фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частей и сжигается как жертва, приносимая владыке смерти Яме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


10 тысяч марок за голову писателя

10 тысяч марок за голову писателя

Андрей Юрков

Исполняется 140 лет со дня рождения Лиона Фейхтвангера

1
1285
Баллада о подвиге, или Циркумференция

Баллада о подвиге, или Циркумференция

Илья Журбинский

Как убедительно вжиться в образ сельского абитуриента

0
582
Свежесть и ясность взгляда

Свежесть и ясность взгляда

Лола Звонарева

Переделкинский философ Георгий Гачев

0
794
В сердечной книге не желтеть страницам

В сердечной книге не желтеть страницам

Александр Сенкевич

Литературное наследие прошлого было для Юрия Ключникова камертоном, с помощью которого он настраивал свою лиру

0
525

Другие новости