- Пандидо хамбо-лама, как складываются отношения Буддийской традиционной Сангхи России с другими направлениями современного буддизма?
- Обмена опытом или взглядами между традиционными буддистами России и представителями новых буддийских движений фактически не происходит. Объясняется это тем, что новые буддийские движения, такие, как дзен-буддизм, недостаточно открыты для диалога. Многие из них пока еще не дошли до понимания сущности буддизма. Приезжающие из-за границы проповедники, как правило, уже буквально через месяц возвращаются обратно. Они оставляют учеников и последователей, которые фактически не знакомы с практикой буддизма и не представляют серьезной силы для распространения буддизма в России. Поэтому мы не ведем какого-либо серьезного диалога с представителями этих движений.
- В настоящий момент практически все ведущие религии в России имеют свои социальные концепции. Есть ли у российских буддистов какое-либо учение об отношении к различным явлениям общественной жизни?
- Были определенные попытки разработать социальную доктрину Буддийской традиционной Сангхи России, но они не получили продолжения. На общем собрании - хурале - подобные документы пока не рассматривались. Каждый из глав дацанов решает проблемы взаимодействия с обществом и государственной властью самостоятельно. Я думаю, что особой необходимости в принятии подобных документов нет.
- Как на местах строятся взаимоотношения Сангхи с государственной властью? Есть ли какие-нибудь серьезные проблемы?
- Если взять Республику Бурятия, то у Буддийской традиционной Сангхи очень плохие отношения с ее руководством. Причиной обострения стал вывоз из республики буддийской святыни - тибетского атласа. Буддийское духовенство испытало тогда на себе всю силу чиновничьего произвола. Дошло до того, что милиционеры избивали лам. Что касается федеральных структур Республики Бурятия, которые подчиняются непосредственно Москве, то с ними у нас отношения вполне нормальные.
- Несколько месяцев назад российские власти отказались выдать въездную визу Далай-ламе. Почему, на ваш взгляд, Москва занимает столь жесткую позицию в отношении буддийского лидера?
- Я думаю, главная причина - это негативное отношение к Далай-ламе со стороны Китая. Чтобы не допустить буддийского лидера Тибета в Россию, используются различные рычаги давления на Москву, в том числе экономические. Иными словами, религию фактически привязывают к политике. Я думаю, это неправильно. Политики должны заниматься политикой, а религиозные лидеры - духовной практикой.
Если духовные деятели переходят на политическую ниву, религия от этого только страдает. Если бы к Далай-ламе относились как к человеку, который просто проповедует учение Будды, то все было бы нормально. Ни к чему демонстрировать свою мощь путем ущемления религиозных свобод человека. Наши отношения в XXI веке ничем не отличаются от тех, что были в XIX или XVIII веке. В то время можно было уничтожить человека или арестовать, а сейчас просто не пускают и все.
Планировавшийся визит Далай-ламы в буддийские регионы России не имел никакой политической подоплеки. Россия получила бы от этого визита только пользу. Жители этих регионов были бы очень благодарны властям, если бы они позволили буддийскому лидеру посетить нашу страну. Вряд ли стоило отказываться от этого ради дружбы с другим государством. Но, к сожалению, это одна из главных черт России - все время кого-то защищать. Это просто карма нашей страны. Защищать надо прежде всего самого себя. Точнее, сохранить самого себя.
- Как строятся отношения Сангхи с традиционными российскими религиями и конфессиями?
- В Бурятии, а также в регионах Восточной Сибири буддисты компактно проживают вместе с православными и мусульманами. Если наши верующие спокойно сосуществуют и вместе работают, духовные лидеры должны брать с них пример. Пока что получается, что отношения между рядовыми верующими гораздо лучше, чем между их лидерами. Но у нас нет другого пути, кроме дружбы и взаимопонимания.
- Бывают ли у буддистов какие-нибудь конфликты с православными и мусульманами?
- Я могу сказать, что это невозможно. Последователи учения Будды не могут идти на конфликт.
- А со стороны верующих других религий не приходится встречать агрессивного отношения?
- Нет. Кроме того, не бывает так, чтобы два человека столкнулись и один из них был бы полностью прав, а другой полностью не прав. Обе конфликтующие стороны должны понимать свою вину.
- Многие религиозные организации России сталкиваются с проблемой нехватки кадров. Как обстоят дела в области религиозного образования буддистов?
- Конечно, преподавателей не хватает, но с каждым годом ситуация в этой области улучшается. Раньше мы в основном приглашали преподавателей из Индии и Монголии. Сейчас у нас уже есть собственный преподавательский состав. Подрастает молодое духовенство, которое владеет несколькими языками, понимает глубину буддийской философии, знает основы тибетской медицины, основы астрологии, тантры, йоги.
У многих возникает опасение, что кадры, подготовленные с помощью зарубежных учебных центров, неблагонадежны для России в политическом отношении. На самом деле это не так. Чем больше человек погружается в учение Будды, тем больше он отходит от политики. Занимаясь медитацией, созерцательной практикой, человек отдаляется от всего земного и вещественного.
Если мы родились россиянами, то надо прожить эту жизнь достойно во благо своей страны и народа. Наши студенты, которые обучаются в зарубежных духовных центрах, возвращаются на родину теми же российскими гражданами.
- Как буддисты относятся к гражданскому Новому году, который отмечается 1 января? Не противоречит ли этот праздник буддийскому календарю?
- Я считаю, что Новый год - самый хороший и веселый праздник. Он имеет светский характер и не связан с какими-то религиозными представлениями. Это скорее шоу, карнавал. Обществу ведь нужны зрелища.
А вот Новый год по лунному календарю имеет для буддиста сакральное значение. Верующий подводит итоги уходящего года и обращается к астрологу, чтобы тот сказал, что его ждет в наступающем году.