- Профессор Ахмед, изменилось ли отношение американского общества и американской политической элиты к исламу после событий 2001 года в Нью-Йорке?
- До 11 сентября 2001 года у многих американцев было весьма смутное представление о том, что такое ислам в США. События в Нью-Йорке спровоцировали негативное отношение к мусульманам. А между тем ислам давно укоренен в американской культуре и является ее неотъемлемой частью. Не все знают, что история американского ислама началась еще в XVII веке, когда в Америку были привезены рабы из Африки. Около 30% из них были мусульманами. В американской истории немало великих мусульманских имен. Достаточно вспомнить знаменитого боксера Мухаммада Али.
Сейчас в США живут около 7 миллионов мусульман. Это очень активная община, в которую входят совершенно разные люди - рабочие, врачи, мультимиллионеры.
После сентябрьских событий старая модель культурных и религиозных отношений оказалась под вопросом. И немалую роль в этом сыграли СМИ. Многие журналисты начали говорить об исламе исключительно в терминах фанатизма, экстремизма и терроризма.
Однако президент Джордж Буш избрал иную политику. Он посетил исламский центр, устроил в Белом доме мусульманский ужин во время Рамадана и сделал важное заявление о том, что ислам - это часть общемировой традиции наравне с христианством. Конечно, для президента это был нелегкий шаг, потому что и общественное мнение, и позиция многих религиозных лидеров были откровенно антиисламскими.
- А как американские мусульмане оценили и пережили события в Нью-Йорке? Ведь даже самый лояльный гражданин США, если он мусульманин, ассоциирует себя именно с той религией, которую исповедовали террористы.
- Для мусульман США события 11 сентября - двойная трагедия, поскольку они не только мусульмане, но и американцы. С одной стороны, их страна подверглась нападению. Не забывайте, что во Всемирном торговом центре погибли несколько сотен мусульман. С другой стороны, в теракте участвовали их единоверцы.
Возникло множество вопросов, которые широко обсуждались в СМИ. Оправдывает ли Коран насилие? Совместим ли ислам с демократией? Возможен ли мир с мусульманами? В результате в общественном сознании сложился искаженный образ ислама, грозивший обернуться волной насилия. Для того чтобы остановить нарастающую исламофобию, мусульманам пришлось переосмыслить то, что происходит в их сообществе. 11 сентября - это не изолированный феномен. Я уверен, что теракты в Нью-Йорке, Москве, Бали, Кении - звенья одной цепи.
- Скажите, пожалуйста, в Америке действительно 7 миллионов мусульман? В некоторых исследованиях эта цифра гораздо выше.
- Любые оценки численности тех или иных меньшинств всегда приблизительны. Эта цифра может быть чуть больше или чуть меньше, но в целом мне кажется, что она соответствует действительности.
- Она складывается только из иммигрантов последних десятилетий или в нее включены и коренные афроамериканцы? Ведь в США существует по крайней мере два типа мусульман. Одни воспитаны в американской культуре, другие хотят сохранить свою самобытность.
- Это общая цифра. В США ислам представлен тремя основными группами. Во-первых, афроамериканцами, которые приехали сюда первыми и создали своего рода фундамент мусульманского сообщества США. Затем, во время Второй мировой войны, в Америку попала волна мусульман с Ближнего и Среднего Востока. Последняя волна 60-70-х годов пришла из Южной Азии - Пакистана, Индии и Бангладеш. Эти люди привезли свою культуру, язык и до сих пор верны традициям. Их дети уже американизированы, они считают Америку своим домом и видят в ней свое будущее. Многие их них стали юристами, врачами, писателями и журналистами.
- Считается, что есть разные мусульмане. Одни - благонамеренные граждане, исповедующие традиционный ислам. Другие - экстремисты, приверженцы радикального ислама. Последние по-своему истолковывают изречения Мухаммада и суры Корана, оправдывая ими свои воинственные действия. Существует ли в Америке представление о том, что сегодня мир столкнулся с двумя типами веры, с двумя "исламами"?
- Вопрос, который вы подняли, для мусульман сегодня один из важнейших. Действительно существует две модели ислама. Одни, такие, как Усама бен Ладен, считают врагами всех христиан и евреев. Другие, например Тантави Мухаммед Сайид (ректор исламского университета Аль-Азхар в Каире), говорят, что иудеи и христиане - народы Книги, с которыми нужно поддерживать хорошие отношения.
Американские мусульмане категорически осудили события 11 сентября. Они настаивают на том, что ислам - это религия терпимости и сострадания. В то же время они не скрывают, что в мусульманском мире немало проблем - в Палестине, Кашмире, Чечне. В этих регионах действительно есть люди, склонные решать проблемы насильственным путем, а не путем переговоров. В Южной Азии, на Ближнем и Дальнем Востоке распространен тип молодого мусульманина, который, как правило, беден, неграмотен и не может найти работу. Он считает, что в мире несправедливо относятся к мусульманам. Он полон гнева и ярости и ищет простых решений. И понятно, какую из двух моделей ислама выберет этот молодой человек.
Его точку зрения поддерживают местные СМИ. Ему внушают, что, несмотря на все заверения о веротерпимости в Соединенных Штатах, американцы отрицательно относятся к исламу и Пророку Мухаммеду. При этом молодому мусульманину неизвестно, что недавно президент Буш осудил негативные высказывания некоторых религиозных и политических лидеров в отношении ислама.
Безусловно, вы правы, говоря о двух "исламах". И американцы должны осознать, что преодолеть это разделение можно будет только тогда, когда будут решены многие проблемы на Ближнем Востоке. После 11 сентября стало очевидно, что невозможно решить их только на конференциях и форумах.
- Американцы - большие патриоты своей страны. Можно ли сегодня сказать то же самое о американских мусульманах? Ведь многие из тех, кто приехал в США, не переплавились в американском плавильном котле. Они захотели сохранить свою национальную идентичность ценой пребывания в духовном, интеллектуальном и религиозном гетто, в котором, может быть, вызревают семена экстремизма и терроризма.
- Я призвал бы вас не упрощать вещи. Мусульманское сообщество в США неоднородно. 7 миллионов мусульман - это не один мусульманин, все они думают и действуют по-разному. Можно говорить только об определенных общих моделях поведения. Вы говорите об экстремистских настроениях. Я приведу противоположный пример: на ужине, который президент устроил для мусульман, я увидел человека, возносившего молитву. Это был молодой офицер ВВС, американец арабского происхождения. Он служит своей родине - как и любой другой американец, но при этом сохраняет свою культуру и свою религию. Мне этот эпизод показался чрезвычайно важным для понимания истинной сути ислама.
- Еще один пример "другого" ислама - это черные мусульмане из организации "Нация ислама", которой руководит Луис Фарахан. Известно, что это движение отличается непримиримым отношением к немусульманскому миру и открытым антисемитизмом. Они доходят до заявлений о том, что Иисус и Мухаммед были черными и что африканцы - богоизбранная нация. Что вы можете сказать об этой части исламского сообщества в США?
- Движение "Нация ислама" началось в 1920-1930-х годах как попытка самоидентификации афроамериканцев. Широкую известность оно получило после Второй мировой войны. Их риторика направлена против всех белых - в частности, против евреев. Они говорят, что у дьявола голубые глаза и светлые волосы.
Однако в последнее время, по оценкам многих наблюдателей, "Нация ислама" начала сближение с традиционным исламом. У меня тоже сложилось такое впечатление после недавних заявлений Фарахана. Ислам по определению не может быть антисемитским или выступать против белой расы. В Коране ясно сказано, что Бог создал людей разных наций, дабы они могли познавать и ценить друг друга и вместе восхищаться величием Божиим. Кроме того, не следует забывать, что "Нация ислама" - это очень небольшая часть афро-американских мусульман.
- Насколько ислам может быть терпимым к другим традициям?
- Такие понятия, как плюрализм, понимание, терпимость, изначально присутствуют в исламе. Многие мусульманские ученые называют Соединенные Штаты новой Андалусией. В эпоху расцвета мусульманской Испании различные культуры и религии сосуществовали в гармонии. Для всех вер и национальностей в США в XXI веке крайне важно придерживаться идеалов Андалусии.
Москва-Вашингкон