В России завершился первый этап становления Католической Церкви. Сначала, после 1991 года, были сформированы две Апостольские администратуры с центрами в Москве и Новосибирске, с 1999 года их стало четыре - две азиатские в Новосибирске и Иркутске и две европейские в Москве и Саратове. Об образовании католических епархий речи тогда не шло. С точки зрения сегодняшнего дня придание статуса епархий администратурам можно рассматривать двояко. Либо как окончательное оформление католических структур в России, либо как начало нового (на этот раз более продолжительного по времени) этапа развития Католической Церкви. Некоторые католические священники считают, что независимо друг от друга в церковном отношении должны существовать Калининградский регион, Москва и Петербург. Кроме того, независимая администратура будет скорее всего создана и для Дальнего Востока.
Как известно, служат в католических епархиях России в основном иностранцы. Петербургская семинария открылась только в 1993 году, а срок обязательной подготовки для католических священников составляет шесть лет. Только в 1999 году появились первые три выпускника семинарии из Северной столицы, в 2000 году - еще четыре подготовленных в России священника и 5-6 русских, которые учились на Западе. Всего же по стране на тот период было около 15 русских священнослужителей, в большинстве своем с польскими корнями. Во главе приходов и сейчас по-прежнему стоят иностранные миссионеры, так как молодой священник не может сразу стать настоятелем. Поэтому дефицит местных кадров налицо. В такой ситуации каждый год в России сможет появляться максимум около десяти священников. Это означает, что еще 20 лет Католическая Церковь в России будет пользоваться услугами иностранцев.
Многое зависит от того, насколько быстро будет расти количество приходов. В 2000 году их было официально зарегистрировано более 200. В настоящий момент в России зарегистрированы 302 католических прихода, однако это не значит, что можно легко сосчитать каждого верующего. Сами католические священники полагают, что в России - 15-20 тыс. католиков, постоянно посещающих богослужения. Виртуально же в России 500 тыс. католиков, то есть тех, у кого немецкие, польские и литовские корни. Они считают себя католиками, так же как многие русские называют себя православными, хотя могут быть даже некрещеными. И все же увеличение числа прихожан и, следовательно, общин происходит отнюдь не за их счет. Один католический прелат так описал существующую ситуацию: "В начале становления приходов костяком общин были поляки, немцы, литовцы, белорусы, а также их родственники, включая окончательно обрусевших внуков и правнуков. В настоящее время происходит активный процесс омолаживания общин. Складывается ситуация, при которой этнические корни значат гораздо меньше, чем раньше. Тем более что молодежь уже не говорит на своих природных языках. Католиками становятся друзья "этнических" католиков, и мы крестим все больше детей именно из этих семей".
Сегодня в России идет процесс формирования нового поколения российских католиков. Наши соотечественники постепенно начинают играть ведущую роль в католических общинах. Именно благодаря энергичной интеллигентной молодежи Католическая Церковь в ближайшем будущем может занять более прочное место в обществе. Русские молодые католики более раскрепощены, так как у них уже отсутствует "комплекс гетто", имеющийся у старых прихожан.
Русских католические приходы прежде всего привлекают к себе более широкими возможностями общения. К католикам приходят те, для кого "шоу", происходящее на богослужениях баптистов и пятидесятников, непривлекательно. В католических храмах они находят сочетание строгости богослужения, похожего на православное, и общения, похожего на протестантское. Приходят также православные, которые ценят католическую традицию. Есть и православные, которые не удовлетворены своей Церковью. Существуют также различные уровни их отношений с католичеством: одни только присутствуют на богослужениях и слушают чтение Священного Писания и проповедь, а другие активно участвуют в литургии. Важное значение имеет русский язык богослужения, то, что можно сидеть, а также непомпезное убранство храма. Кроме того, прихожанок не упрекают за ношение брюк и отсутствие платков на голове.
Смело можно сказать, что процесс рождения полноценного русского католичества идет уже полным ходом. Конечно, пока рано говорить о собственно русском католичестве, так как еще силен дух полонизма, то есть этнического польского католицизма, культивируемого поляками-миссионерами. Многие русские католики высказывают желание русифицировать латинский обряд в соответствие с традициями своей страны. Однако сейчас возможность восточного обряда не рассматривается даже самим руководством Католической Церкви в России, потому что это, по их мнению, вызовет неминуемый конфликт с Московской Патриархией.
Культурная сторона возможного симбиоза западной и восточной традиций далеко не однозначна. Многие католические священники называют основой для диалога русскую культуру XIX века. Для многих католиков-интеллектуалов ключом к взаимодействию двух традиций является Золотой век русской литературы. Тяга к западным ценностям часто объясняется тем, что русская интеллигенция сочетает в себе и славянофильское, и западническое начала. Католики связывают это с кризисом русского патриотизма и разочарованием в возможностях России, которые начались еще со времени публикации "Философических писем" первого западника Петра Чаадаева.
В современной России маргинальный, но интеллектуально сильный, католический мир сегодня бросает вызов православию. Каждое следующее поколение католиков будет ставить перед российским обществом новые культурные и общественные задачи. Многие из них русский человек воспринимает и будет осознавать в будущем как абсолютно чуждые ему по духу и даже враждебные его вере и культуре. Но европейцу легче жить без Востока, чем русскому без Запада.