Айхштэтт - баварский город, построенный в стиле барокко, своего рода маленький Ватикан. Кроме всего прочего в нем находится кафедральный собор Святого Виллибальда. Епархиальная семинария также называется именем Виллибальда - "Коллегиум Виллибальдинум". В этом же здании в 1998 году открылась католическая семинария византийского обряда "Коллегиум Ориентале".
Отец-основатель
Ректор Восточной коллегии Абрахам-Андреас Тирмайер закончил епархиальную семинарию "Коллегия Виллибальда". В 1973 году семинарист Андреас был командирован в Иерусалим изучать восточное христианство. По возвращении в Баварию закончил теологический факультет и был посвящен в сан священника латинского обряда.
Вернувшись в родную епархию, он продолжил служить на приходе, где пытался расширить кругозор баварцев служением византийской литургии на немецком языке. Как полагал отец Андреас, после Второго Ватиканского собора в Германии сложилась собственная богословская школа, которая более широко и свободно смотрит на проблему частного и вселенского в христианстве, чем богословы, близкие к Римской курии.
После длительной подготовительной работы правящий епископ Вальтер Микса 1 сентября 1998 года подписал декрет об основании семинарии "Коллегиум Ориентале".
Прием в семинарию осуществлялся на основании договоренности между восточными католическими епископами и Айхштэттским епископом. Финансировать обучение были призваны католические фонды "Реновабис", "Кирхе ин Нот" ("Церковь в беде") и Отдел по внешнецерковным связям Айхштэттской епархии. Студенту ежемесячно выделялась небольшая стипендия, из которой половина шла на оплату проживания и питания в семинарии. Все стипендиаты по окончании обучения должны были вернуться домой и служить в своих родных епархиях.
Диплом Восточной коллегии, по замыслам основателя, должен иметь межконфессиональное значение и признаваться в тех Церквах, которые и направили туда своих студентов.
Общинная жизнь
Устав Коллегии начинается так: "Брат, откуда бы ты ни пришел, радуйся! Отбрось печаль и страх. Посмотри, мы все стоим перед Христом. Он хочет быть здесь с нами, невзирая на то, что всю свою земную жизнь мы постоянно оказываемся слабыми и ветхими".
Жизнь устроена общинно, студенты просыпаются в 6 утра, умываются в своих кельях, надевают черные греческие подрясники с камилавками и идут в домовой храм Святого Духа. Божественная литургия Иоанна Златоуста начинается ежедневно в половине седьмого.
В будни литургия сокращается и длится ровно час. Служащий священник причащает без лжицы, то есть обмакивает частицу освященного хлеба в чашу и вкладывает в уста причастнику. Ректор объяснил это тем, что на богослужениях часто бывают римо-католики, которым непривычно получать причастие из одной ложки (негигиенично), поэтому, чтобы не оттолкнуть латинян, отец Тирмайер решил обойтись без нее.
По окончании литургии семинаристы отправляются в трапезную, где после общей молитвы начинают завтрак, который кончается очень быстро - к 8 утра семинаристы должны успеть на первую лекцию. Они быстро убегают в главный учебный корпус, на ходу включая сотовые телефоны.
В 12 часов - обед, в течение которого читается отрывок из Священного Писания. Ректор и духовник восседают за особым столом с вращающимся диском посередине, как в китайском ресторане. Стены трапезной украшены фресками в византийском стиле, написанными по современной технологии: акриловыми красками по водоэмульсионке. После обеда семинаристы разбредаются по лекциям и собираются вновь в 17.30 на вечерню.
Потом трапеза, завершающаяся в храме повечерием. По пятницам вечером обычно служатся панихиды. В субботу и воскресенье лекций не бывает и богослужения более продолжительны. На каждой субботней великой вечерне совершается лития. По окончании великой вечерни всегда бывает помазание елеем и раздача всем благословленного хлеба и вина.
Устав Коллегии гласит: "Свобода без веры в Бога ведет к порабощению, греху и хаосу", поэтому только одно воскресенье в месяц семинаристы могут провести самостоятельно. После этого они обязательно собираются вечером в 10 часов на контрольное повечерие. В остальные выходные дни досуг семинаристов организует ректор (паломничества по святым местам, экскурсии по достопримечательностям Германии, поездки на природу, культпоходы в музеи). Воскресная утреня начинается в 8 часов, потом семинаристы идут в трапезную. Плотно позавтракав, учащиеся готовятся к причащению Святых Тайн за литургией, которая служится очень торжественно.
В основе духовной практики, принятой в Коллегии, лежит разумное сочетание византийского богослужебного устава, латинской дисциплины, русской соборности и немецкого трехразового питания. Стремясь к максимальной гармонии аскетического подвижничества и учебной деятельности, ректор привнес в византийский обряд много собственных нововведений. Цикл и состав богослужений несколько изменены. Отец Андреас скорректировал даже сроки и уставы постов.
Кроме постоянного участия в богослужениях, где почти все поют в хоре, ежемесячно семинаристы участвуют в так называемом "тихом вечере". После повечерия ректор или духовник произносит длинное назидание, после которого студенты несколько часов в молчании размышляют на эту тему.
Ректор
Главный авторитет и носитель власти в семинарии - ректор. Он принимает и отчисляет семинаристов, следит за благочестием, выслушивает жалобы, Ежедневно в 5.45 ректор въезжает в Коллегию со стороны реки Альтмюль на своем измученном "Фольксвагене". На нем "клерикальный" черный костюм (как судачат между собой семинаристы, такие костюмы продаются в Риме в "секонд-хенде") и пасторская сорочка стального оттенка. Он поднимается в рабочий кабинет и облачается в черный подрясник с наперсным крестом. На голову нахлобучивает греческую камилавку. После облачения идет совершать приготовительные молитвы к Божественной литургии. Ровно в шесть утра он переступает порог семинарского храма - новый день начался.
К 9 утра приезжает секретарь Коллегии фрау Криста Фляйг на "Ауди" с мягко журчащим шестицилиндровым мотором. Она рассылает приглашения на конференции, отвечает на письма, оплачивает счета. Благодаря ее незаметному труду в нужное время в маленький Айхштэтт съедутся богословы со всей Европы. Им будут заказаны комнаты, им накроют столы, каждому вручат папку с программой и конспектами докладов.
После повечерия в 8 вечера отец Андреас вешает подрясник на вешалку, закрывает ключами с лазерной заточкой кабинет и тихо спускается вниз.
Перед отходом ко сну в коптской часовне украинские семинаристы совершают полунощницу на церковно-славянском языке. Если пройтись после этой службы по коридорам семинарии, то можно увидеть серьезных студентов, спешащих в кельи из семинарской библиотеки, где они писали друзьям электронные письма. Навстречу, мягко ступая по ковру, идут красивые загадочные девушки в длинных махровых халатах.
Девушки приехали из России по программе учебного обмена с университетом. Их пребывание оплачивает епархия, которая и поселила их в пустующие комнаты семинарии. Комнаты опустели после того, как в Германии из-за учения Зигмунда Фрейда иссякли призвания к безбрачному священству. Студентки приглашают семинаристов на чай, и те тайно ходят к ним с конфетами. Кроме того, по вечерам они носят им цветы в пакетах из универсама "Альди", делая вид, что идут в прачечную. Ректор об этом ничего не знает.
Воспитатели, духовник, студенты
Проректором семинарии служит 60-летний иеромонах Григорий Мундус из гамбургского бенедиктинского монастыря. Он тихий и добрый. Семинаристы за глаза называют его "Афоней".
Отец Григорий бродит по коридорам семинарии, прислушиваясь к тишине, которую ничто не должно нарушить. У румынов из кельи слышен магнитофон с новой германской поп-группой "Хенде хох". До слуха долетает отдаленный звон пивных кружек из бара латинской семинарии. Из дверей их телевизионной комнаты струится густой сизый дым. Они курят "Голуаз", пьют венгерское вино, смотрят боевики и готовятся к нелегкому священническому служению. "Не стань жертвой западных соблазнов", - предупреждает Устав.
Со студентами постоянно находится духовник игумен Мартирий (Багин). Он исповедует в храме после служб. Семинаристы часто приходят в его двухкомнатную келью просто поговорить про жизнь. У отца Мартирия прекрасное старомосковское произношение. Беседовать с ним - огромное удовольствие. Ранее он 20 лет прослужил в Московской Патриархии, был настоятелем храма Всех Святых на Кулишках в центре Москвы. Однажды он пригласил к себе послужить гонимого священника Георгия Кочеткова и сразу попал в опалу, за которой последовал запрет в священнослужении. После этого он уехал на Запад и присоединился к Католической Церкви.
Сейчас в Коллегии учится около 30 семинаристов разного возраста из греко-католических епархий Украины, Словакии, Румынии и Эфиопии. По замыслу ректора, в Коллегии должны обучаться не только братья, но и сестры. Вместе с отцом Миколой из Дрогобыча живет его жена Ольга, которая не только постоянно бывает на богослужениях, но посещает занятия по немецкому языку и лекции. В это время сам отец Микола гуляет с дочерью Соломией по семинарскому саду с искусственным ручьем. Дочка родилась в Коллегии и была крещена отцом Андреасом в рамках практического занятия по требам.
Иногда приезжают из Москвы две монахини и тоже учатся. Ранее обучались студенты из Болгарской Православной и Армянской Апостольской Церквей, но они долго не продержались. С программой обучения не справились или общинная жизнь пришлась им в тягость - неизвестно. Рассказывают шепотом, что посланец Болгарии ночью выходил из комнаты русской студентки. Ректор был просто вынужден искоренить аморализм.
По вечерам студенты спускаются в подвал, где организованно пьют чай, играют в настольные игры и поют народные песни. Если погода на семинарском дворе хорошая, то выходят играть в футбол на площадку. В Коллегии есть своя команда в фирменной спортивной форме с собственной эмблемой. В летний семестр студенты успевают выкроить время, чтобы на велосипеде домчаться до городского бассейна и искупаться.
Ежегодно ректор устраивает вечер дегустации рейнских вин. Учащиеся Коллегии вместе пробуют вина из местного погребка и ставят оценки по шкале Рихтера.
Русская тема
В 2000 году в Коллегии проводилась конференция, посвященная памяти священника Александра Меня. Собравшихся приветствовал епископ Вальтер Микса. Выступали профессор Ив Аман из Парижа, протоиерей Сергий Гаккель из Лондона, британский профессор патрологии Ричард Прайс. Воспоминаниями о Мене поделились английский дипломат Тони Бишоп, долгое время работавший в Москве, и игумен Игнатий (Крекшин), в прошлом священнослужитель Московской Патриархии, а ныне кандидат в иезуиты, живущий в Мюнхене. Собравшиеся отслужили панихиду за упокой души отца Александра.
В июне 2001 года состоялась конференция, посвященная особенностям русской национальной духовности на современном этапе. Главным докладчиком был советолог профессор Пауль Рот из Мюнхена.
Собравшимся показали научно-популярный фильм мюнхенского телеканала о жизни Николая Второго, где комиссар Юровский в форме полковника КГБ расстреливает из автомата Калашникова семью последнего российского императора. Фильм имел большой успех среди зрителей.
В ближайшее время предполагается проведение новых конференций, посвященных России, к которой студенты испытывают непраздный интерес.