0
1061
Газета Вера и люди Интернет-версия

18.09.2002 00:00:00

Быть мусульманином

Тэги: ислам, община, россия, асадуллин


- Фарид Абдуллович, каковы, на ваш взгляд, наиболее значительные итоги жизни мусульманской общины России за десятилетие, прошедшее со времени падения коммунистического режима?

- Главное - это то, что мусульманская община получила возможность вернуться к нормальным условиям религиозной жизни, к тому состоянию, в котором она пребывала в начале прошлого века. Сегодня фактически сняты все запреты на совершение религиозных обрядов, многократно выросло число мечетей, причем даже там, где их раньше не было, - в Вологде, Салехарде, Норильске, открываются медресе и высшие богословские учебные заведения, издается и переиздается религиозная литература, ежегодно в хадж отправляются тысячи верующих.

Вместе с тем острой остается проблема обеспечения мечетей и медресе богословски образованными кадрами. Необходимо и объединение мусульманского духовенства вокруг Совета муфтиев России, строящего свою деятельность согласно исламским принципам "шура" и "иджма", то есть коллегиальному обсуждению и принятию единогласного решения по всем существующим вопросам религиозной жизни.

За прошедшие десять лет выросло значение Москвы как самого крупного центра духовной жизни мусульман и одновременно всероссийского центра координации муфтиятов страны. Сегодня Москва - это огромный мегаполис, мусульманская составляющая которого остается стабильно высокой и постоянно растущей.

- Как вы относитесь к идее преподавания теологии в светских вузах?

- Эта идея выглядит привлекательной для тех, кто в советское время не имел возможности приобщиться к вероучительным основам своей религии. Но тут возникают две серьезные проблемы. В первую очередь проблема кадров: ни государство, ни сама мусульманская община не в состоянии обеспечить достаточное количество грамотных преподавателей основ ислама, хорошо знакомых к тому же со спецификой российского ислама. И второе - есть известные конституционные нормы, указывающие на светский характер государства и образования, которые вряд ли нужно переступать. Кроме того, доминирование определенной религии в системе светского и тем более школьного образования может создать опасный прецедент для приобщения к ней детей, которые по рождению принадлежат другим религиозным традициям. Вообще в многонациональном государстве духовная сфера по определению не может быть монополизирована одним пусть даже численно самым большим вероучением.

Мне кажется, что правильнее было бы ввести в вузах и для старшеклассников курс религиоведения, в котором были бы адекватно представлены основные мировые религии: ислам, христианство, буддизм и иудаизм. Это могло бы, в частности, сыграть позитивную роль в плане реализации Федеральной программы по воспитанию толерантности и профилактики экстремизма в российском обществе.

- Расскажите, пожалуйста, более подробно об организационном устройстве современной российской мусульманской общины.

- В суннитском исламе, который распространен среди российских мусульман, нет такого института, как Церковь, которая по христианским представлениям аккумулирует в себе мистическое присутствие Бога на земле и выступает в качестве посредника между Творцом и человеком. В исламе нет такого посредника, но есть особая категория "риджаль ад-дин" - "людей религии", у которых есть право на истолкование Корана. Это муфтии - духовные наставники и руководители крупных мусульманских территориальных объединений, имамы - предстоятели во время молитвы, имам-хатыбы - штатные проповедники во время пятничных богослужений, а также улемы - мусульманские богословы, кади - шариатские судьи и факихи - знатоки исламской юриспруденции. Но это все обычные, хотя и профессионально подготовленные и знающие свое дело люди. Носителем сакральной благодати они не являются, эта прерогатива принадлежит одному Пророку Мухаммаду. Не случайно, согласно мусульманской традиции, Пророк является "совершенным человеком", как совершенны его поступки и деяния, то есть Сунна Пророка (жизнеописание), являющаяся примером для всеобщего подражания.

В России с екатерининских времен сложилось, что интересы мусульман перед государством отстаивали особые исламские управленческие структуры, созданные по прототипу Священного Синода, духовные управления мусульман (муфтияты). Они занимались вопросами регулирования внутриобщинной жизни российских правоверных, назначением и экзаменацией духовных лиц, регистрацией рождаемости и смерти прихожан и т.д. В настоящее время функции муфтиятов возросли и очень часто пересекаются с интересами государства в сфере обеспечения гражданского мира и межнационального согласия, воспитания патриотизма среди порастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни и укрепления нравственности и семейных отношений.

- Как у духовных управлений мусульман строятся взаимоотношения со светской властью?

- В целом вполне положительно и конструктивно. Взять хотя бы Москву. Еще десять лет назад здесь был только один мусульманский дом молитвы - Соборная мечеть. За эти годы было построено еще пять мечетей. Нам была возвращена Историческая мечеть - самая старая в городе мечеть на Большой Татарской улице. Построены новые храмы в комплексе парка Победы, в Отрадном и на улице Новаторов. Можно с уверенностью сказать, что будут строиться новые мечети, потому что российское мусульманское сообщество постоянно пополняется как за счет мигрантов из традиционных исламских регионов, так и за счет новообращенных мусульман, которых становится все больше.

Что касается Москвы и Подмосковья, то здесь накоплен значительный опыт взаимодействия и с московским правительством, и с областной администрацией. Проблемы чаще всего возникают из-за не совсем корректного толкования Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Светские власти на местах зачастую переадресуют вопрос об открытии новых мечетей Русской Православной Церкви, рекомендуя мусульманам "проконсультироваться" по этому поводу с представителями Московской Патриархии. Мы считаем, что светская власть должна самостоятельно решать подобные вопросы исходя из духа Конституции и соответствующих законодательных актов, не подключая православное духовенство.

- Как вы относитесь к идее создания специального государственного органа по делам религий?

- Даже если такому органу суждено быть, то он не должен повторять печальный опыт Совета по делам религий при Совмине СССР. Он должен иметь не директивные, а исключительно консультативные функции, помогая разрешать сложные ситуации, возникающие порой в религиозной сфере или государственно-церковных отношениях. Мне кажется, что здесь необходимо использовать опыт европейских стран, например Франции и Германии, где уже давно существуют крупные мусульманские общины, плодотворно взаимодействующие с государственными органами. Не нужно также забывать и об опыте дореволюционной России, где отношение к исламу было вполне адекватно той роли, которую мусульмане играли в жизни государства.

Сейчас, по самым заниженным оценкам, в России проживают около 20 миллионов мусульман. Это значительная часть населения, которая нуждается в самом серьезном отношении со стороны государства. На ислам должны пропорционально распространяться те преференции, которыми пользуется со стороны государства Русская Православная Церковь. Это касается и льгот на энергоносители для наших приходов и Духовных управлений, которыми, к сожалению, пользуется пока только РПЦ.

- Как бы вы оценили взаимоотношения мусульман с РПЦ?

- Я считаю, что в целом они строятся достаточно конструктивно. После событий 11 сентября прошлого года Русская Православная Церковь заняла очень взвешенную позицию. Со стороны первых лиц Московской Патриархии тогда прозвучали призывы не отождествлять ислам с терроризмом.

У нас есть хороший опыт межрелигиозного сотрудничества в Республике Татарстан и в самой Москве. Хотя, конечно, бывают случаи, когда отдельные священники Русской Православной Церкви ведут в своих приходах антиисламскую пропаганду. Но это лишь отдельные случаи. Думаю, что власть сама должна отслеживать эту ситуацию и вместе с главами традиционных религий очень бережно заботиться о сохранении межрелигиозного согласия и мира. Если мусульмане позволяют себе антиправославные высказывания, то мы сразу их одергиваем, потому что для нас очень важен межрелигиозный мир, который мы считаем одним из главных достижений российского общества.

- Несколько месяцев назад в прессе стали появляться сообщения о массовых переходах русских в ислам. В определенных православных кругах это вызвало резко негативную реакцию. Как бы вы прокомментировали ситуацию?

- Мы не занимаемся прозелитизмом. Каждый человек волен выбирать себе ту веру, которая ему близка и понятна. Ислам в этом отношении очень демократичная религия. Наш муфтий Равиль Гайнутдин постоянно повторяет слова Пророка Мухаммада: "Нет принуждения в религии". Люди, перешедшие в ислам, уяснили себе логику монотеизма, то есть логику истинного единобожия. Я вижу в этом нормальную духовную эволюцию любого трезвомыслящего человека. Причем Россия в данном случае не одинока. Очень много новообращенных мусульман, например, в Европе и Америке. В Берлине есть целый район, где живет исключительно мусульманское население, по преимуществу турецкое. Я думаю, что надо просто объективно изучать это многогранное явление и не поддаваться исламофобии.

- Как известно, на предстоящей переписи населения кряшены, то есть крещеные татары будут представлены как отдельная нация. Как вы к этому относитесь?

- Мне кажется, что эта перепись в том виде, в котором ее собираются проводить, преследует не слишком благовидную цель - занизить процентный состав татарского населения. Конечно, можно исходя из сиюминутной политической конъюнктуры постараться заставить людей считать себя по рождению не теми, кем они являются на самом деле. Мы ни в коей мере не покушаемся на религиозный выбор кряшен. Но ведь по национальности они остаются теми же татарами. С таким же успехом можно выделить в отдельную этническую группу русских, принявших ислам. Не случайно президент Путин во время недавнего визита в Казань пообещал разобраться с этим вопросом.

- Как вы относитесь к инициативе группы мусульманок из Татарстана, которые настаивают на их праве фотографироваться в платках для паспорта? Насколько это требование обосновано учением ислама и его традицией в России?

- Дело в том, что платок, закрывающий голову мусульманки, является необходимым компонентом религиозного облика верующей женщины. Это правило придумано не вчера и не десять лет назад. Это всеобщая исламская практика, существующая не только в Саудовской Аравии или Египте, но и широко распространенная среди женщин-мусульманок Англии и США. В этих странах фотографирование в платках или без них - исключительно личное дело каждой женщины.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1697
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1057
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1046

Другие новости