До весны нынешнего года в России был только один Патриарх Московский и всея Руси, однако в марте один из старообрядческих лидеров приобрел такой же титул. Собор Древлеправославной Церкви восстановил патриаршество, заявив о своих правах на преемственность с дораскольничей Церковью. Даже самая многочисленная старообрядческая юрисдикция - белокриницкое согласие - имеет статус митрополии и не претендует на большее. Своеобразие Древлеправославной Церкви, корни претенциозных устремлений ее руководства кроются в истории ее возникновения, которая сделала новозыбковцев непохожими на других старообрядцев практически во всем.
Это направление происходит от беглопоповцев - старообрядцев, признающих священство, которые в середине XIX века отказались примкнуть к белокриницкому согласию и принимали к себе беглых священников Синодальной Церкви. В тот период к белокриницким старообрядцам перешел митрополит Греческой Церкви, и у них появилась своя иерархия. У тех, кто не признал белокриницкую иерархию, возможность восстановить самостоятельную иерархию появилась только при большевиках в эпоху НЭПа. Беглопоповцам удалось привлечь в свою Церковь двух епископов господствующей никонианской Церкви. Таким образом, с 1923 г. нынешняя Древлеправославная Церковь имеет самостоятельную трехчинную иерархию, которая включает дьяконство, священство и епископство. Поэтому название "беглопоповцы" (внутри самой Церкви не употребляемое) стало историческим анахронизмом. Епископат этой Церкви ведет свою преемственность от двух никонианских архиереев - архиепископа Саратовского Николы (Позднева) и епископа Свердловского Стефана (Расторгуева), присоединившихся к беглопоповцам соответственно в октябре 1923 г. и в сентябре 1929 г. По мнению оппонентов - белокриницких старообрядцев, еще в июле 1923 г. архиепископ Никола (Позднев) был запрещен в служении Патриархом Тихоном за уклон в обновленчество (реформаторское церковное движение, представители которого охотно сотрудничали с советской властью). Официальная позиция Новозыбковской Церкви состоит в том, что архиепископ Никола был запрещен в епископском служении уже 27 ноября 1923 г., то есть после присоединения к старообрядчеству, и тем самым канонических последствий это запрещение не имеет. Во всяком случае, после перехода Николы новозыбковские старообрядцы следили за каждым его шагом, чтобы "он не привнес чего-либо нового".
Кафедра архиепископов Древлеправославной Церкви последовательно находилась в Саратове, Москве, Куйбышеве, а с 1963 г. - в Новозыбкове. В 1923 г. первоиерарх нынешней Новозыбковской Церкви именовался Архиепископом Московским, Саратовским и Всея России древлеправославных христиан. С началом сталинских гонений часть иосифлянского течения в РПЦ перешла к новозыбковцам, и в их числе - занявший в 1929 г. Уральскую и Бугурусланскую кафедру иосифлянский епископ Стефан (Расторгуев). С арестом и расстрелом 2 сентября 1937 г. архиепископа Стефана, занимавшего эту кафедру с 1934 г., нынешняя Российская Древлеправославная Церковь (РДЦ) фактически находилась на нелегальном положении. Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт только в 1938 г., а в 1943 г. во время немецкой оккупации богослужения в нем возобновились и более не прекращались.
В 1929 г. власти закрыли все московские храмы беглопоповцев, включая храм Николо-Рогожской общины. Община была вынуждена перейти в северный придел Никольского единоверческого храма на Рогожском кладбище в Москве, до конца 1990 г. остававшийся главным центром московских беглопоповцев. Ввиду его крайней тесноты многие прихожане посещали соседний Покровский собор Российской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). В 1990 г. городские власти передали московской общине храм на Новокузнецкой улице, который ныне является главным московским храмом древлеправославных христиан.
Для новозыбковцев характерно более доброжелательное отношение к власти, чем для других направлений старообрядчества. Они принципиально считают, что всякая власть от Бога и что за нее необходимо молиться. У новозыбковских старообрядцев даже в советское время были хорошие отношения с властями, и они "более патриотически" выглядили на фоне остальных старообрядцев. Один из первоиерахов Церкви Архиепископ Геннадий даже встречался несколько раз с Михаилом Горбачевым.
Советское время вызывает у новозыбковцев определенную ностальгию. Тогда было больше связей с другими старообрядцами и никонианами. С господствующей Православной Церковью новозыбковцы всегда стремились поддерживать доброжелательные отношения. Они выступают против резко отрицательного отношения к никонианам со стороны белокриницких старообрядцев и беспоповцев. Новозыбковцы не склонны осуждать православных за слишком тесную связь с властью, так как сами они не прочь войти с ней в союз.
В 2001 г. отношения белокриницких старообрядцев и новозыбковцев обострились. Глава РДЦ Архиепископ Александр выступил с резкими заявлениями против РПСЦ. Он обвинил ее в "прозелитической" деятельности, в склонении священнослужителей РДЦ к переходу в белокриницкую Церковь. Основным обвинением владыки Александра в адрес РПСЦ было то, что белокриницкие стараются выступать "перед внешним миром" от лица всего старообрядчества и нетерпимо относятся к "господствующим конфессиям".
На Соборе Древлеправославной Церкви в этом году было также заявлено о необходимости проведения четкой грани между новозыбковцами и белокриницкой иерархией. Принято решение о том, что на Юбилейном Соборе 2003 г. (80-летие восстановления епископата) будет сформулировано официальное отношение Древлеправославной Патриархии к белокриницким старообрядцам. Ведь новозыбковцы по-прежнему отрицают законность рукоположения белокриницкой иерархии, а белокриницкие - новозыбковской.
Членам Древлеправославной Церкви, как и многим христианам, даже не старообрядцам, не нравится "современная атмосфера распущенности и западное влияние на молодое поколение". Однако многие новозыбковцы при этом считают, что лучше периодические гонения атеистического режима, чем свобода нравов и выбора, которую несет с собой демократия.
Новозыбковцы видят свои различия с никонианами в основном в обрядах, серьезных идейных отличий они не указывают. Они отрицают то, что связь Московской Патриархии с советской властью, сталинская политика восстановления религии оказали существенное влияние на современную РПЦ. Объясняют это тем, что "Сталин закрыл, он и открыл". Отмечают также в РПЦ наличие модернизма, не находя в этом большой проблемы. Новозыбковцы признают благодатность Московской Патриархии, так как принимают к себе священнослужителей господствующей Церкви. Главное, чтобы человек был крещен погружательным способом. К единоверцам относятся так же, как и к членам РПЦ, потому что единоверцы получают рукоположение от никонианских епископов.
С точки зрения новозыбковских старообрядцев, все остальные христиане находятся в заблуждении и ереси, но они не считают, что все остальные не спасены. Проблематично говорить о спасении у никониан, но сложнее всего, по мнению древлеправославных священнослужителей, спастись тем, у кого нет священства: беспоповцам. У них нет таинств и священства, а без этого спасение невозможно.
Мировоззрение в общинах Древлеправославной Церкви достаточно неоднородно. Одни строго относятся к соблюдению обрядов и к регламентации быта, другие - более умеренно, хотя, конечно, число старообрядцев, закрытых по отношению к обществу и культуре, больше.
Особенностью духовенства Древлеправославной Церкви сами новозыбковцы считают верность Церкви как институту. По словам одного из представителей духовенства, "у нас подбирают священников, которые прежде всего верны Церкви, инициативных, но не очень, верных не человеку, а именно Церкви. Это белокриницкие отличились тем, что у них много полемистов, кочующих из одного согласия в другое".
Новозыбковцы традиционно менее централизованы, чем, к примеру, белокриницкие. В их Церкви, не привыкшей к дисциплине, часто возникают локальные конфликты. В 90-е гг. Церковь несколько раз была на грани раскола. Например, в середине 90-х годов епископ Леонтий (Кречетов) попытался создать самостоятельную Иверскую Древлеправославную Церковь. Кроме того, имел место раскол в самарском приходе в 1995 г., связанный с именем отлученного от РДЦ Вадима Коровина, который выступал с критикой священноначалия.
С избранием в 2000 г. Архиепископа Александра (Калинина) мировоззрение новозыбковцев, более открытое и либеральное, чем у других старообрядцев, осталось прежним. Вместе с тем Архиепископ Александр стал проводить более жесткую административную политику, выступил за четкое подчинение священноначалию Церкви мирян и рядового духовенства.
3 марта 2002 г. завершился Собор Древлеправославной Церкви, на котором принято решение о восстановлении патриаршества. Предстоятель Церкви Архиепископ Александр был возведен в сан Патриарха. С этого момента кафедра Патриарха и его резиденция перенесены в Москву, а в Новозыбкове осталось Духовное училище. По словам новозыбковцев, приняв наименование Патриархии, которое пересекается со статусом никонианской Церкви, они ни в коей мере не претендуют на паству РПЦ: "Мы восстановили патриаршество в нашей Церкви, и мы имеем на это не меньшее право, чем никониане".
Ранее ни одно из старообрядческих согласий не заявляло столь громко о своих претензиях на истинную православность. Патриарх Александр расставил акценты по-своему, однако до сих пор неясно, существует ли под этим политическим демаршем руководства Древлеправославной Церкви какая-либо иная почва, кроме личных амбиций и богатой политическими компромиссами истории.
На данный момент в Древлеправославную Патриархию входит более 150 приходов, которые разбросаны по Поволжью, Центральному региону России, Северному Кавказу, Уралу и Сибири. Общины новозыбковцев есть в Грузии и Румынии.