- Ряшид Жаббарович, расскажите, пожалуйста, немного о себе и своей семье...
- Я родился в татарской семье в деревне Камкино, под Нижним Новгородом. Сейчас мне 42 года. Мои родители были крестьянами, работали в колхозе. Отец воевал, прошел через всю Отечественную. Всего нас было девять детей: пять братьев и четыре сестры. Одного брата уже нет с нами. Старший остался в деревне, все остальные сейчас в Москве.
- Как в татарской семье, в вашей, в частности, воспитывали детей? Какое место в ней занимал ислам?
- Раньше воспитание было строже. Да и нравственность в татарской среде была выше. Сейчас же, к сожалению, все изменилось в худшую сторону. Тогда, например, никому не могло прийти в голову, что татарка может отказаться от ребенка и оставить его в роддоме. Детей вообще у всех много было и считалось, что иметь много детей - хорошо. В моем детстве нравственные устои татарского общества были несравненно выше. Воспитание было строгим везде, не говоря уже про нашу семью. Мы рано остались без отца (он умер в 1972 г.), и все дети вынуждены были зарабатывать. Я работал с 14 лет - пас овец. Каждую копейку мы отдавали матери.
Что касается религиозного воспитания, мы все были воспитаны в исламе, несмотря на то что религия тогда была притесняема. Наш дед по матери был муллой. Его жена до последнего своего дня была верующей и умерла в 104 года. Каждый четверг мать нас отправляла к мулле относить садака (добровольную милостыню). В нашем доме, как и в других, всегда хранился старинный Коран. Кораны берегли особенно тщательно, их передавали по наследству.
- Чем вы занимаетесь в настоящее время?
- Я владелец крупной строительной компании. Живу в Москве, но строю по всей России. В данное время у нас более четырехсот объектов, в основном детские сады и школы. По своей личной инициативе помогаю восстанавливать мечети и православные храмы.
- Как вы оказались в Москве и как попали в большой бизнес?
- Сразу после школы пошел в армию. Потом решил, что жить буду в Москве. Надо было учиться, но без прописки не брали, а прописка только по лимиту. То есть либо работай, либо женись на москвичке с пропиской. Но жениться я тогда не хотел, потому пошел работать слесарем. Работал и заочно учился на экономическом факультете в Бауманском училище. Потом работал мастером, прорабом. В 1989 г. я уже создал свой кооператив, затем малое предприятие. Занимался только строительством, строил все, что можно было строить: и жилые дома, и детсады, и школы.
- Каким образом из преуспевающего градостроителя вы стали храмостроителем? Что побудило вас построить, например, комплекс в Отрадном?
- Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в Отрадном - это моя личная идея и инициатива. Все, что вы можете здесь увидеть, построил я сам по собственному желанию без согласования с теми или иными религиозными организациями.
Все началось в 1992-м, когда умерла моя мать. Я приехал в наше село, дом был закрыт. Тогда я и подумал, что мать родила девятерых, отец воевал, оба они умерли, а памяти после них не осталось. В деревне Камкино я поставил мечеть в честь отца, а рядом построил медресе (мусульманское духовное училище) в честь матери. После я финансировал строительство мечети и реставрацию православных церквей в Нижнем Новгороде и ряде других регионов России. В середине 90-х я помогал мусульманской общине Соборной мечети на проспекте Мира в Москве в строительно-реставрационных работах. Но мусульман в столице много, а мечети только две. Мне захотелось построить еще одну - на этот раз с двумя минаретами, и я стал подбирать место.
Уже в 1994 г. я и группа других московских татар-мусульман зарегистрировали религиозную организацию "Ярдам" ("Помощь"), которая заявила о своем желании построить третью мечеть в Москве. Выбрали район Отрадное, точнее, территорию, отведенную под районную свалку. Разрешение получили только в 1996 г., а ровно через четыре месяца мечеть уже открыли. От свалки к тому времени не осталось и следа.
В феврале 1997-го за три недели построили православную часовню. Так постепенно возникла идея построить религиозный комплекс всех традиционных для России религий. Сейчас у нас две мечети: суннитская и шиитская (для азербайджанцев), православный храм и часовня, а также синагога. Планируем строить и буддийский храм, уже установлен закладной камень.
Все, что мы строим в Отрадном, строится без привлечения какой-либо зарубежной помощи: здесь задействован только российский капитал.
- Вас не смущала идея, что православный храм, синагога и мечеть будут стоять так близко друг от друга?
- В любом жилом доме на одной площадке могут жить и русские, и евреи, и татары, и кавказцы. Помню, когда я жил в коммуналке в Кривоколенном переулке, у нас на 10 комнат было 10 национальностей и только одна кухня. Как я убедился, простые люди не склонны к национальной или религиозной вражде. В России все вполне могут существовать спокойно и мирно.
Когда мы строили комплекс, нам говорили, что мы сеем семена религиозной войны и что все обязательно "переругаются". Посмотрите, никакой войны нет! В синагогу идут евреи, в мечеть - мусульмане, в церковь - православные, и никто никому не мешает.
Не секрет, что в России "татарин" - слово почти ругательное, а мусульманин в лучшем случае - экстремист, в худшем - террорист. Поэтому строительство было обусловлено еще и личными мотивами, моей внутренней заинтересованностью. Мне хотелось показать, что ислам несет мир, а татарин ничем не хуже русского. Кроме того, хотелось призвать всех к миру. Так и возникла идея построить комплекс всех традиционных религий России, чтобы, посмотрев на него, политики больше не говорили, что у нас одни ваххабиты и националисты среди мусульман.
- Были ли противники вашей идеи и как протекало строительство?
- Честно говоря, против были все: и мусульмане, и православные, и евреи, и префектура района. В самом начале строительства меня даже пытались застрелить. Я пережил клиническую смерть и пролежал в реанимации несколько месяцев. И тем не менее я верю, что мое возвращение из небытия не обошлось без помощи Всевышнего. На больничной койке я дал обет, что если встану на ноги, совершу хадж (паломничество) в Мекку. И я действительно совершил хадж и только после этого достроил мечеть. Теперь я смело могу сказать, что доволен. Ведь в Коране есть такие слова: "Тому, кто возведет дом Аллаха на земле, уготован кров в раю".