Русская Православная Церковь 10 июня отметила двенадцатую годовщину интронизации своего Предстоятеля. Патриаршество Алексия II пришлось на сложную и противоречивую эпоху, когда Церковь оказалась в совершенно новых для нее условиях. РПЦ фактически впервые за все время своего существования получила свободу от государственной опеки. В дореволюционной России православие являлось государственной религией. После революции Церковь была отделена от государства, но находилась под жестким давлением, а в некоторых случаях и под прямым контролем советской власти.
Впрочем, свобода от государственной диктатуры поставила перед РПЦ ряд совершенно новых проблем, которые до сих пор остаются нерешенными. В принципе Церковь столкнулась фактически с теми же проблемами, что и государство. После падения коммунистического режима Москва теряет контроль над большею частью бывших советских республик. Процесс дезинтеграции СССР напрямую не мог не отразиться и на внутрицерковных отношениях: часть православных приходов на Украине и в Эстонии эмансипируются от Московского Патриархата и образуют "самостийные" церковные структуры.
Политика РПЦ под руководством Алексия II в отношении "сепаратистов" всегда была предельно жесткой. Московская Патриархия исходит из идеи единства Русской Церкви, хотя осуществлять ее на практике становилось все труднее. На Украине руководство РПЦ все же пошло навстречу настроениям части населения и властей республики и предоставило Украинской Православной Церкви Московского Патриархата фактически автономный статус.
Правда, несмотря на заметное ослабление влияния Московского Патриархата, его позиции в бывших советских республиках остаются весьма крепкими. Это хорошо видно на примере недавних выборов в Верховную Раду Украины: Коммунистическая партия Украины в ходе предвыборной кампании открыто демонстрировала свою поддержку УПЦ МП.
Еще одной важной проблемой после распада СССР стали отношения Церкви с государственной властью. Их окончательная модель не выработана до сих пор. В ельцинскую эпоху отношения власти с любыми влиятельными общественными группами были совершенно аморфны и регламентировались в основном закулисными договоренностями. Русская Православная Церковь не была исключением.
Любопытно, что аморфность государственных, экономических и общественных отношений ельцинской эпохи полностью проецировалась и на внутрицерковную жизнь. В православной среде появились самые разные, зачастую остро конфликтующие друг с другом группы. Патриарх Алексий II занимает по отношению к ним подчеркнуто нейтральную позицию, поддерживая определенный баланс сил внутри РПЦ. Можно сказать, что поддержка этого баланса и нежелание предпринимать какие-либо серьезные церковно-административные реформы стали главными чертами патриаршества Алексия II.
С приходом к власти Владимира Путина, взявшего курс на укрепление вертикали федеральной власти, ситуация несколько изменилась. Новый президент сразу дал понять, что намерен пересмотреть отношения со всеми общественно-политическими группами. Русской Православной Церкви важно было показать себя хорошо организованной структурой, способной отстаивать свои интересы перед государственной властью. Апогеем новой политики Московской Патриархии стал Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года. На нем были приняты такие важные документы, как Основы социальной концепции, новый Устав РПЦ, предусматривающий создание института церковного суда.
Впрочем, большинство административных преобразований так и осталось на бумаге. Собор состоялся два года назад, однако церковный суд пока так и не введен.
До сих пор остается открытым и вопрос о модели церковно-государственных отношений. Похоже, что руководство РПЦ существующее положение вполне устраивает, и никаких инициатив в этом направлении с его стороны ждать не приходится.