- Вадим Михайлович, кто такие кришнаиты в России и чем они занимаются?
- Религия кришнаитов, или вайшнавов, как мы сами себя называем, - одна из форм духовной практики, которая существует в течение многих тысячелетий в Индии, а сейчас распространяется по всему миру. Для нашей страны это относительно новое явление. Движению в России немногим больше 30 лет. Оно начало формироваться с того момента, когда основатель нашего общества Бхактиведанта Свами Прабхупада посетил СССР в 1971 году.
Сознание Кришны, которое мы практикуем, - это не религия, а скорее, образ жизни, подразумевающий целостное законченное мировоззрение, основанное на философии древнеиндийской книги "Бхагават-Гита". Сейчас в России насчитывается более 100 храмов и около 80 тысяч верующих. С 1988 года, когда наше Общество было официально зарегистрировано, мы начали издавать свою литературу. С тех пор было распространено 10 миллионов книг на русском языке. Помимо этого мы регулярно оказываем гуманитарную помощь нуждающимся как в России, так и в горячих точках стран СНГ.
У нас пока нет официально зарегистрированных образовательных учреждений, но есть курсы для желающих получить религиозное образование. Кроме того, мы хотели бы ввести знание о вайшнавах в курс кафедр религиоведения. У нас есть уже конкретные договоренности с несколькими государственными университетами, но мне не хотелось бы оглашать их раньше времени.
- Существует мнение, что религия, которую исповедуют кришнаиты, не традиционна для Индии и что Общество Сознания Кришны является сектой, созданной Прабхупадой для адаптации искаженной версии индуизма на Западе. Как бы вы это прокомментировали?
- На мой взгляд, это мнение некомпетентных людей, которым по тем или иным причинам оно выгодно. Индуизм - живая развивающаяся религия. В самой Индии это уважаемая и признанная организация. Общество Сознания Кришны - это отнюдь не Аум Синрике в Японии. Наш храм в Дели - один из самых крупных индуистских храмов, и открывал его премьер-министр Индии. А в церемонии открытия музея при этом храме участвовал посол России в Индии Александр Кадакин.
Естественно, как любая живая религия, мы приспосабливаемся к внешним условиям, но теологическое ядро остается в неприкосновенности. Основатель нашего общества ничего не выдумывал сам. Он перевел священные книги с санскрита на английский язык и снабдил их комментариями, находящимися в русле определенной комментаторской традиции, существующей в индуизме как минимум 500 лет. Сам я регулярно бываю в Индии и вижу, с какой симпатией относятся к нашему движению.
- Русское мировосприятие и культура сильно отличаются от индийской. Как происходит их совмещение в жизни российских кришнаитов?
- Не могу согласиться с этим мнением. Эти культуры отличаются лишь поверхностно. Написаны серьезные исследования, показывающие, насколько близки их религиозные корни, в частности языческие. Русский и санскрит - языки одной индоевропейской группы. В России мы встречаем такие географические названия, как река Мокша (на санскрите - освобождение), река Кама (страсть), деревня Икша (зоркость) под Москвой. В свое время я много путешествовал по Бенгалии и посещал старые храмы. Они очень похожи на русские православные церкви, те же многочисленные маковки, те же арочные формы.
В соответствии с нашей философией корни всей человеческой культуры едины. Такие ценности, как терпение и смирение, в равной степени свойственны и русской православной культуре, и культуре кришнаитов. Недаром "Бхагават-Гита" впервые переведена на русский язык еще 250 лет назад, и многие интеллигенты зачитывались ею. Кришнаиты в России остаются прежде всего русскими людьми, которые любят свою родину и ценят ее культуру. Конечно, мы представляем собой несколько необычное и экзотическое явление на фоне русской жизни. Но на самом деле нас отделяет от России гораздо меньшее, чем это может показаться на первый взгляд.
- В 80-е годы многие члены Общества Сознания Кришны подверглись гонениям и даже попали в тюрьмы. Есть ли у вас проблемы с государственной властью сейчас?
- В целом проблем сейчас нет, хотя иногда на нас смотрят с подозрением. Бывают и перегибы на местах. В России прослеживается тенденция к монополизации религиозной жизни, которую чиновники чутко улавливают. Но это, скорее, исключения.
Мы были несколько обеспокоены, когда принималось новое религиозное законодательство в 1997 году. Однако потом мы увидели, как этот закон функционирует в реальности, и остались довольны. Государство, безусловно, должно регулировать отношения с религиозными организациями. Далеко не все из них приносят объективное благо.
- Высшее служение Кришне - послушание своему учителю-гуру. Подчас это служит поводом к обвинению вашей организации в наличии жесткой тоталитарной структуры.
- Да, действительно, злоупотребления властью со стороны гуру возможны. И, видимо, они имели место. Стоит отметить, что пользу послушания признают практически все религии. Но послушание остается актом внутренней свободы человека, который добровольно соглашается принять на себя аскезу ради достижения высоких уровней духовного развития.
Человек, который к нам приходит, сам выбирает своего гуру. И прежде чем выбрать, он должен испытать его и убедиться, что перед ним святой человек, не имеющий корыстных целей, который не будет его эксплуатировать. Поэтому в реальности структура нашей организации не авторитарна.
- "Бхагават-Гита" приписывает Кришне не самые лучшие качества с точки зрения западных представлений о морали. Он имеет тысячи жен и любовниц, называет себя искусным в коварстве и обмане. Каковы в этой связи моральные установки практикующего кришнаита, ведь верующий должен любить Кришну и стремиться обрести его сознание?
- Кришна - это бог, а мы - это мы. Мы ни в коем случае не должны ему подражать и имитировать его поступки. Кришнаиты строго придерживаются принципа недопустимости внебрачных сексуальных отношений и не признают многоженства. В этом смысле мы пуританское движение и послушные граждане.
Отношения, о которых вы упомянули, имеют совершенно другую природу, и было бы неправильно проецировать наши земные представления на духовную сферу. Когда идет речь о женах и любовницах Кришны, имеется в виду то же, о чем говорят все религии: душа по природе своей возлюбленная Бога, она олицетворяет женское начало, а бог - мужское. В католичестве, например, любая монахиня считает себя невестой Христовой, следовательно, подразумевается, что и в христианстве Богу позволено многоженство? Мы не подражаем Кришне, мы любим его таким, какой он есть.
- Вы упомянули о благотворительной деятельности Общества. Как правило, это раздача бесплатной пищи. Она осуществляется из гуманистических соображений или для привлечения новых верующих?
- Не могу сказать, что у нас нет соблазна воспользоваться благотворительной деятельностью как скрытой формой бизнеса или щитом от нападок. Обычно простые люди не очень понимают, чем занимаются люди духовные и в чем состоит духовная практика. А благотворительность - это то, что люди понимают. Поэтому существует тенденция использовать гуманитарную помощь в качестве рекламного трюка, который расположит к нам людей. Когда я сталкиваюсь с таким отношением, меня это всегда очень тревожит и настораживает. На мой взгляд, мы ни в коем случае не должны использовать благотворительность в таком качестве. Мы вообще не должны ей заниматься, если у нас нет глубинного желания приносить добро людям.
- Однажды на улице кришнаит подарил мне книгу и попросил сделать пожертвование в благотворительный фонд. Когда я отказался, молодой человек вежливо извинился и отобрал свой подарок.
- К сожалению, это не единственный случай. Мы не можем контролировать всех и не знаем, что делает и говорит каждый кришнаит на улице. Я надеюсь, что сейчас подобного уже нет, хотя на 100% поручиться не смогу. В свое время для стимулирования распространения книг мы поощряли людей, которым удавалось раздать много литературы. И довольно быстро обнаружили, что это привело к появлению описанных вами методов. Когда мы поняли, что такое происходит, то объявили этому беспощадную борьбу.
- То есть книги должны распространяться бесплатно?
- Мы печатаем книги и распространяем их за пожертвования. Ведь, как правило, люди не ценят то, что они получают бесплатно. Пожертвование - это добровольная вещь, но при этом кришнаиты не должны обманывать. Мы не делаем прибыли на литературе, но при этом нам как-то нужно окупать издания.
- Участвует ли ваше Общество в политической жизни страны?
- Политика - это сфера деятельности для профессиональных политиков. Мы - духовные люди и занимаемся духовной деятельностью. Это не значит, что у нас нет активной позиции, но при этом мы не навязываем единого мнения своим членам. На мой взгляд, когда религия становится вовлеченной в политику, возникают религиозные войны и распри. Люди духовные не должны преследовать политических целей, хотя членам Общества Сознания Кришны никто не запрещает заниматься политикой.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития Общества Сознания Кришны в России?
- У нас есть своя ниша и определенные перспективы, поскольку есть люди, которые нуждаются в духовности именно в той форме, в какой она представлена у нас. Мы не ставим задачи "переманивать" кого-то в свою веру и сильно расширяться. Мы хотим дать людям философию "Бхагават-Гиты" и видим, как многие принимают ее, даже не меняя своей конфессиональной принадлежности. У нас есть много друзей среди последователей разных религий, глубоко интересующихся учением кришнаитов. Кого-то привлекает экзотика, а кто-то находится в философском поиске.