0
1481
Газета Non-fiction Печатная версия

16.04.2025 20:30:00

Среди дыма и огня

Русские казаки на острове Лемнос: в поселке Калоераки, у города Мудрос и в деревне Портиану

Тэги: история, эмиграция, греция


история, эмиграция, греция Уходили мы из Крыма.Константин Коровин. Пристань в Крыму. 1913. ГТГ

Наверное, многие знают строки: «Уходили мы из Крыма, / Среди дыма и огня, / Я с кормы все время мимо / В своего стрелял коня». Это стихи Николая Туроверова, умершего в Париже в 1972 году. Он был участником Белого дела, получил тяжелые ранения и вместе с сотнями других казаков и гражданских лиц оказался после крымского исхода 1920 года на греческом острое Лемнос. Среди змей, сухих песков и камней. Почти сразу на острове стали появляться русские могилы. Наши соотечественники проявили мужество и стойкость, сумели не только выжить, но и сохранить боеспособные части. Впоследствии русские беженцы были вывезены с острова, погост пришел в запустение. Но ситуация изменилась, когда за дело взялись наш Леонид Решетников и его соратники. Решетников организовал ряд экспедиций на Лемнос, привел в порядок захоронения, поставил мемориал нашим соотечественникам, не по своей воле расставшимся с Родиной. Одновременно с этим велась работа в российских и европейских архивах и библиотеках, разыскивались родные и близкие тех, кто был на Лемносе в 1920–1921 годах.

15-13-11250.jpg
Леонид Решетников.
Лемносский мартиролог. –
М.: Некоммерческий
благотворительный фонд
«Наследие», 2024. – 188 с.
В рецензируемой книге представлены сведения о тех, кто остался в прокаленной земле этого острова, у выхода в Эгейское море. Здесь и баронесса Ирина Штемпель, работавшая медсестрой в госпитале и там же заразившаяся тифом, и старший урядник Терского казачьего войска Иван Тамаревский. Интересно, что потомки его до сих пор живут в России в станице Прохладная. На страницах «Мартиролога» – губернский секретарь Георгий Гугуев и казак-калмык Аве Буринов. Ирина Кортацци, бывшая на Лемносе со своим братом, губернатором Ставрополя генералом-майором Георгием Кортацци, и барон Андрей Розен. Список можно продолжать долго.

Рассказывается не только о тех, кто навсегда остался на острове, но и об их близких. Кто-то из них погиб в Гражданскую, кто-то уехал а Болгарию, Францию, затем в США, а некоторым довелось вернуться в Советскую Россию. Итак, из тины забвения возвращены люди, упокоившиеся в поселке Калоераки, у города Мудрос и в деревне Портиану. В послесловии автор обещает, что он постарается вернуть имена тех, чьи могилы пока остаются безымянными. И как не вспомнить снова слова Туроверова: «Помнишь вьюжный день на Перекопе, / Мертвый конь, разбитые ножны…/ Много лет живя с тобой в Европе / Ничего забыть мы не должны».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Знание свидетеля событий

Знание свидетеля событий

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

95 лет со дня рождения историка Натана Эйдельмана

0
2752
Как в Камбодже попытались построить рай, а получился ад

Как в Камбодже попытались построить рай, а получился ад

Евгений Верлин

Мрачному эксперименту "красных кхмеров" исполнилось полвека

0
4017
Что обсуждали Мюллер и советский генерал

Что обсуждали Мюллер и советский генерал

Алексей Казаков

Ватиканская дипломатия пыталась наладить контакт с Восточной Германией

5
4757
Со стенгазеты начинали даже «ахматовские сироты»

Со стенгазеты начинали даже «ахматовские сироты»

Игорь Мощицкий

Действительно ли гуманитарное образование в век техники – это путь к нищете

0
6532

Другие новости