![]() |
Максим Кравчинский. Белогвардейский романс. – М.: Зебра Е, 2024. – 298 с. |
Так вот, песню для фильма «Таинственный монах» написал ленинградец Юрий Борисов. Фамилии его в титрах быть не могло, потому что почти половину своей жизни он провел в лагерях и колониях. Причем Борисов вовсе не являлся жертвой идеологического тоталитаризма. Он был настоящий вор. Судьба обошлась с ним страшно. Сын репрессированных родителей, он родился в лагере, еще в детстве попал в заключение за какую-то мелкую кражу, а дальше «понеслось».
Юрий Аркадьевич Борисов – автор многих песен, которые десятилетиями распевались у нас и за границей. Одна из самых известных – «Все теперь против нас, будто мы и креста не носили». Поразительно, но многие белые эмигранты и их дети считали, что написать «Отступать больше некуда – дальше Японское море» мог только подлинный белогвардеец.
Романсы Борисова очень часто исполнял на своих полуразрешенных концертах другой ленинградец – Валерий Агафонов. Именно он без всякого страха пел в советские времена романсы от имени офицеров, воевавших в Гражданскую с Красной армией. Однако суть в том, что авторами этих песен не были эмигранты. Они писались на советских кухнях романтиками послесталинской эпохи.
В эту историю мы можем погрузиться сегодня, взяв в руки книгу Максима Кравчинского «Белогвардейский романс».
Кравчинский – историк русской песни, особенно той, которая создавалась вопреки обстоятельствам общественной жизни или в изгнании. В Нижнем Новгорожде усилиями незабвенного Якова Гройсмана вышел ряд его книг, среди которых – «Русская песня в изгнании», «Цыганский романс: от «Яра» до Парижа», «Песни и развлечения эпохи НЭПа». Продолжением этих работы и стал «Белогвардейский романс».
![]() |
Максим Кравчинский. Песни беспризорников. – М.: Зебра Е, 2024. – 152 с. |
И многие, многие другие киноленты, где звучали чуждые советской идеологии произведения. К примеру, «Выборгская сторона» (1938), после выхода которого весь СССР запел «Цыпленок жареный».
Однако это не единственный сюрприз, которые подготовил Кравчинский. Второй – книга «Песни беспризорников». Конечно, сразу на ум приходит фильм «Республика ШКИД».
После испытаний революции и Гражданской войны тысячи малолетних беспризорников, советских гаврошей, наводнили страну. Они пели свои, воровские, «жалостливые» песни: «Ох умру я, умру, / Похоронят меня, / И никто не узнает, / Где могилка моя».
Куплеты маленьких бродяг вовсю звучали с эстрады, их пели, к примеру, Вадим Козин и Леонид Утесов. А позже роль девочки-беспризорницы досталась совсем молодой актрисе Алисе Фрейндлих, исполнявшей со сцены Ленинградского театра им. Комиссаржевской: «К озорному мальчишечке / Уж никто не придет. / Над могилой одинокой / Соловей пропоет».
В книге рассказывается о десятках надрывных песен беспризорников, вошедших в наследие городского фольклора.
комментарии(0)