![]() |
Две героини спектакля «Я – Майя»: балерина Рита (Ксения Некрасова) и книга Майи Плисецкой. Фото Анастасии Ентяковой |
Розовский так прокомментировал этот необычный для театра «У Никитских ворот» спектакль: «Пьеса «Я – Майя» имеет важный подзаголовок – «Страсти по балету в 2-х частях». То есть это драма, сыгранная в драматическом жанре актрисами именно драматического театра. Это ни в коем случае не балетный спектакль. Другое дело, нам хотелось передать атмосферу балетного мира, в котором возвышенная красота и низкая греховность иногда парадоксально сочетаются и приводят к конфликтам, неожиданным и весьма позорным. И вот тут как раз становится необходим образец служения Высшему – пример Майи Присецкой, которой мы посвящаем свою работу. Она незримо присутствует в нашем сюжете, помогая утвердить честность и профессионализм в творчестве, требующем этической чистоплотности и высокого духовного порыва».
А поставить эту пьесу мог только человек, который больше 10 лет смотрел, как это делает Марк Григорьевич, и не только играл в его спектаклях главные роли, но и постоянно учился у своего мастера. И еще. Сегодня ведущий актер театра «У Никитских ворот» и начинающий режиссер Игорь Скрипко в том самом возрасте, в котором погибла балерина, вдохновившая автора на первый вариант пьесы, он несколько лет назад перешагнул порог 30-летия.
Но чтобы поставить пьесу о балете, нужно было изучить множество материалов, войти в балетную специфику, договориться о том, чтобы молодые актеры драматического театра несколько раз в неделю брали уроки у профессионального балетмейстера, поставившего в Большом театре спектакль «Новое измерение», – Анастасии Радьковой.
За день до премьеры спектакля, имеющего подзаголовок «Посвящается Майе Плисецкой», Скрипко посетил музей-квартиру Плисецкой на Тверской и просил благословения у балерины, погадав по ее мемуарам. Он открыл наугад книгу и прочитал в пятом абзаце сверху: «Премьера в Париже прошла великолепно, хотя в зале был Жерар Филипп и прима волновалась…» Благословение получено!
Стиль постановщика – живой академизм. Жанр – традиционный для театра «У Никитских ворот» – психологическая драма.
Перед спектаклем Скрипко признавался: «Я очень благодарен Марку Григорьевичу Розовскому, который доверил мне постановку спектакля по своей пьесе. Для меня это было настоящим вызовом, который я принял с радостью и волнением. Тема спектакля мне близка: артисты, театр, кино, поклонники – все это составляет мир искусства, к которому я принадлежу. Однако балет – это нечто иное. Я всегда был в нем только зрителем. Поэтому мне пришлось много изучать, читать, смотреть и чувствовать… Основная мысль этого спектакля – талант и искусство сильнее зависти, злости и посредственности. Проявление негативных человеческих качеств в любой сфере одинаково, но умение этому противостоять – это то, что делает человека личностью. Поскольку это моя первая работа в качестве режиссера-постановщика, я, естественно, очень волнуюсь за результат. Я надеюсь, что этот спектакль затронет сердца людей и они эмоционально проникнутся судьбами героев». И в день премьеры на вопрос тележурналиста «Что бы вы сказали Майе Михайловне, если бы встретились с ней?» Скрипко, не раздумывая ни минуты, ответил: «Я люблю вас…»
Интриги, зависть, подлость (гвоздь, спрятанный в балетном пуанте) – все это реальность творческого мира, где идет борьба за право состояться и быть на виду, под светом софитов. Это неизбежно переживал каждый, чье имя сегодня внушает уважение и даже трепет. В спектакле это Майя Плисецкая и воспринимаемая как творческий завет ее книга «Я – Майя Плисецкая». К ней обращаются молодые артисты из «Золотого балета» – коллективного героя спектакля. Она учит их независимости и доброте, чувству локтя.
В приступе великодушия тайная пассия художественного руководителя балета Варя (актриса Алиса Тарасенко) готова заниматься с Ритой (актриса Ксения Некрасова). Да и художественный руководитель «Золотого балета» Константин (актер Никита Сюсюкин) понимает: очаровавшей его юной карьеристке Варе не справиться с ведущей партией. Сцена демонстрирует беспомощность настырно лезущей в примы балерины из кордебалета – то, что невозможно скрыть от требовательного взгляда профессионала.
Во время спектакля на заднем плане возникает вдохновенное лицо Майи Михайловны, звучат фрагменты из телеинтервью (видеохудожник Михаил Купрыгин).
Ксения Некрасова, играющая Риту (из 20-летних, младше Игоря Скрипко на поколение), и резко очерченным крупным лицом, и высокой худощавой фигурой с длинными ногами и выразительными, гибкими руками похожа на Плисецкую. Рита не одинока: рядом с нею – подруга Света (актриса Екатерина Васильева) и поклонник-мостостроитель. Безымянный поклонник (актер Александр Чернявский) поддерживает балерину не только материально, именно он приносит ей мемуары Плисецкой.
Родион Щедрин писал о Плисецкой в предисловии «Про Майю» к мемуарам, выпущенным челябинским издательством «Автограф» в 2020 году: «Майя была женщиной совершенно необыкновенной. Бесстрашной, своевольной, гордой, притягательной – Кармен и Сольвейг одновременно. Книга ее – ее исповедь!..»
Книга Плисецкой переворачивает душу молодой артистки и вдохновляет ее на творческое возрождение после тяжелой травмы.
Завет балерины прост: «Вся человечья жизнь состоит из случайностей, из везений и «невезух»… Не смиряйтесь, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте, в телефоны звоните, телеграммы с почтамтов шлите, не сдавайтесь, до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались… Характер – это и есть судьба…»
комментарии(0)