0
206
Газета Non-fiction Печатная версия

26.03.2025 20:30:00

Иконописец в Париже

Старинные образы и орнаменты становились основой фресок, росписей и скульптур Дмитрия Стеллецкого

Тэги: искусство, эмиграция, иконопись


12-15-2480.jpg
Дмитрий Стеллецкий на фоне
своих произведений.
Иллюстрация из книги
«Я вот уже восемь лет, как не покидаю Францию, и, слава Богу, мне удается все время заниматься живописью и скульптурой… Я готов был бы быть простым учителем рисования и скульптуры в Москве, и мне доставило бы это большее удовлетворение, чем вести здесь экзотическое существование». Так писал в октябре 1922 года из Франции Дмитрий Стеллецкий, «русский из русских», как его называли друзья и почитатели. Всю свою жизнь, большая часть которой прошла в эмиграции, Стеллецкий старался возродить древнерусский стиль. Старинные иконы, образы и орнаменты становились основой его фресок, росписей и скульптур.

А позади была Россия, дружба с другим художником, также ставшим национальным символом, – Борисом Кустодиевым, поездки по древним русским городам, работа у княгини Тенишевой в Талашкине и создание иконостаса и убранства для храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. А еще Стеллецкого необыкновенно ценил Валентин Серов. После смерти мастера Стеллецкий воссоздал его образ в нескольких скульптурных портретах. Целым этапом стала для художника работа с Мейерхольдом над костюмами для спектакля «Царь Федор Иоаннович», а также эскизы одежд героев «Снегурочки».

12-15-11250.jpg
Дмитрий Стеллецкий.
Художник с душою
древней. Каталог выставки
в Доме русского зарубежья
имени Александра
Солженицына. 19 октября
2024 – 26 января 2025 /
Автор-сост. Дина
Гаврилова. – М.: Дом
русского зарубежья имени
Александра Солженицына,
2024. – 102 с.

И вот этот человек, насквозь пронизанный нашим старинным искусством и обладавший поистине уникальными знаниями о древнерусском и византийском наследии, с 1914 года до самой смерти в 1947-м жил во Франции. Там он стал одним из создателей общества «Икона», там расписал храм для церкви, которую выстроили по требованию солдат и офицеров Русского экспедиционного корпуса, воевавшего в Шампани в годы Первой мировой войны. Но самым знаменитым его произведением на французской земле стали росписи церкви Свято-Сергиевского подворья в Париже, до сих пор считающимися специалистами одной из вершин не только российского, но и мирового искусства ХХ века.

И вот в прошлом году в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялась выставка «Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней». Инициатором этой выставки, как в свое время и создания самого Дома, стал Виктор Москвин, куратором и координатором – Дина Гаврилова. На выставке были представлены работы из Третьяковской галереи и музеев Серпухова и Тулы, а также частных собраний. Эскизы костюмов к «Князю Игорю», а также наброски и рисунки Стеллецкого на исторические и библейские темы предстали перед зрителями. А теперь вышел и каталог этой выставки. Перед нами не только воспроизведения сказочных работ Дмитрия Стеллецкого, но и обстоятельные искусствоведческие статьи. Их авторы – Наталья Масальская, Кирилл Семенов Тян-Шанский и Анастасия Козаченко-Стравинская – представили много новых, неизвестных данных, связанных с этим замечательным русским мастером, так и не увидевшим родной земли.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Путин обсуждает полицейские сводки на Совбезе РФ...

Путин обсуждает полицейские сводки на Совбезе РФ...

Иван Родин

Проблемы бывших участников СВО поручены и "Единой России"

0
4881
"Беглые" жалуются, что их использовали втемную

"Беглые" жалуются, что их использовали втемную

Дмитрий Тараторин

На белорусском телевидении вышел фильм о тяжелой судьбе эмигрантов

0
5002
С нравственным пафосом и художественным наслаждением

С нравственным пафосом и художественным наслаждением

Мартын Андреев

Томас Манн и Герман Гессе в литературных проектах Серебряного века

0
305
Горечь ума без иллюзий

Горечь ума без иллюзий

Андрей Мартынов

Синтез Толстого и Достоевского в творчестве «мерзавца-атеиста»

0
3693

Другие новости