История напоминает пазл. Пока все фрагменты не лягут на свои места, картинка не сложится. Только в отличие от популярной игры здесь какие-то детали можно назвать основными, а иные второстепенными. Возьмем белогвардейцев. Если не будет рассказа о лидерах контрреволюции, подробного повествования о ходе войны и участии в ней офицеров, об отношении к противоборствующим сторонам населения, а также о роли интервентов и иностранной помощи, мозаика никогда не сложится.
Действительно, роль вождей Белого движения была велика. Без имени генерала Николая Юденича невозможно представить операцию «Белый меч» (наступление на Петроград), а без Петра Врангеля немыслим рассказ об обороне Крыма. Все-таки в их лице определялся выбор не только конкретных шагов в области стратегии и тактики, но и всей совокупности военно-политического руководства. Поэтому, как вспоминал современник, так важно было видеть в глазах генерала Корнилова «выражение ясного понимания своих целей и решимости идти до конца в осуществлении этих целей».
Также важна и собственно история войны, которая тесно переплетается с историей руководства армий. Рассказ офицера о том, что в только что занятой станице виселица с казненными стояла перед домом, в котором расположился все тот же Корнилов, лучше свидетельствует о генерале и его армии, чем все их обличение со стороны красных или апология, вышедшая из-под пера большинства белых мемуаристов.
Вопрос о том, как простое население воспринимало противников большевиков, всегда был двойственен, что нередко отмечали не только участники контрреволюционной борьбы, но и их союзники: от ужаса перед возможными репрессиями до искренней готовности идти с «золотопогонниками» до конца. Правда, в последнем случае из-за страха (теперь уже перед чекистами) рабочие и крестьяне просили записывать их не добровольцами, а мобилизованными.
Но помимо этих трех вопросов значима и история помощи Белому движению со стороны Антанты и Германии, о чем нередко забывают. Да, она (особенно если касаться союзников) была недостаточной. Ведь политическое руководство (а зачастую и военные) менее всего думало о выполнении своих обязательств, преследуя цели, зачастую противоречащие национальным интересам России. Но без поставок вооружения, обмундирования (многие индустриальные центры и военные склады располагались на территории, контролируемой красными), а также без непосредственного участия иностранных солдат и офицеров белые не смогли бы так долго продержаться. Напомню, что на конец 1918 – начало 1919 годов численность Северной армии генерала Владимира Марушевского составляла 9,5 тыс. человек, в то время как поддерживавшие ее войска Антанты насчитывали 16 тыс., в основном британских и американских военнослужащих.
Лишь в совокупности этих факторов мы сможем лучше понять не только белогвардейцев, но и ложь и правду, которые несла с собой победившая их сторона.
комментарии(0)