Там чудеса, там ворон бродит… Кадр из мультфильма «Кутх и мыши». 1985
Книга историка и сотрудника Государственного исторического музея Татьяны Муравьевой посвящена мифологии малых народов Дальнего Востока, ранее причисляемых к этносам Сибири. Это чукчи, камчадалы, алеуты, эскимосы, коряки, нивхи… Персонажи их легенд немногочисленны, довольно просто устроены, имеют много общего и даже откровенно дрейфуют от народа к народу. В центре пантеонов обычно образы демиурга-Ворона, его жены Мити, Морской женщины (аналог Нептуна), иногда присутствует Старец-паук, сплетающий животный мир, мелкие добрые и злые духи. Интересно, что один и тот же персонаж может иметь противоположные качества в зависимости от племени: так, у чукчей Ворон – серьезный защитник, он спасает небесные светила, а у кереков Кукки (Вран) легко изменяет жене, ввязывается в глупости, трусливее женщины.
Открывая книгу, осознаешь, как сильно география определяет историю, культуру, науку, торговлю и, конечно же, литературу. Дальний Восток, с бесконечной ночью и вечными холодами, суровыми льдами и скудной растительностью, почти до 1920-х не знал цивилизации в современном смысле слова. Общество примерно равных членов, занятое рыболовством, оленеводством, иногда охотой и стычками с соседями… Можно сказать, сама История буксовала там, придерживаемая Снежной Королевой. Вот откуда такой феномен: древнейшие верования дошли до нас почти нетронутыми, мало того, сохранились их последователи и шаманы-жрецы. Однако если сохранность культов, даже возможность до сих пор встретить «полноценного» адепта – плюс, то минус заключается в достаточно скудной, слабо развитой космогонии. В сравнении с античной, египетской, китайской и другими древнейшими классическими мифологиями, разумеется. Сюжеты сказаний больше напоминают детские сказки с дидактическим зерном, впрочем, не лишенные местами истинной поэзии. Но, что важнее, помимо специфического морального кодекса народов легенды сохраняют особенности быта и черты характера их носителей, в плане кодификации такое исследование очень ценно. Воистину мифология Дальнего Востока и есть его история.
![]() |
Татьяна Муравьева. Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек.– М.: МИФ, 2024. – 352 с. |
Не только архаичный мир, но сами представления о правильном поведении кажутся нам несправедливыми. Видимо, кодекс был организован по принципу возможности выжить, а понятия «хорошее» и «плохое» проистекали из этого основания. Показательна легенда, в которой камчадал, устав голодать с женой, соглашается взять в жены рыбу Горбушу. Какое-то время он живет с ней сытно и сладко, бросив свою семью, но затем ему приходит оригинальная мысль объединить обеих жен (у сибирских народов допускалось двоеженство и двоемужество). Что он и делает. Однако первая жена тайком усыпляет Горбушу, готовит из нее блюдо и, наконец, насыщается. Показателен финал: встретив в проруби душу Горбуши, муж укоряет ее, что она «куда-то делась», и продолжает жить с первой женой. В сказке не просто не торжествует правда, в ней выведена своеобразная мораль.
Однако миф – это про волшебство и поэзию, про чудо и музыку, а не только про обычаи и прагматику. Некоторые божества пантеона удивительны в своих проявлениях. Например, Кутх – великий ворон, сотворитель Вселенной, трикстер, незадачливый муж земной женщины и оборотень – дружит с мышами, а в случае нужды обращает их в ездовых собак, как фея из «Золушки». Водная матерь Седна – старуха с белыми серебристыми волосами, что живет на дне океана, – удерживает или отпускает рыб и зверей, управляет уловом. Небесный старец-паук Апайипайык сплетает дивных птиц – белоснежного ворона, полярную сову, дикого гуся, кайру. Изредка встречается в мифах и любовь. Например, один охотник подобрал из жалости младенца чужого племени и вырастил его, а потом, когда узнал, что племя вражеское, решил убить подростка, занес стрелу, но не смог выстрелить. А другой отец так любил сына, что, когда тот утонул, ловя крабов, отец пошел за ним на дно морское, чтобы или сгинуть, или вернуть свое дитя.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать