0
65
Газета Non-fiction Печатная версия

12.03.2025 20:30:00

Нептун в женском обличье

Волшебство и поэзия на самом краю земли

Тэги: мифология, дальний восток, природа


мифология, дальний восток, природа Там чудеса, там ворон бродит… Кадр из мультфильма «Кутх и мыши». 1985

Книга историка и сотрудника Государственного исторического музея Татьяны Муравьевой посвящена мифологии малых народов Дальнего Востока, ранее причисляемых к этносам Сибири. Это чукчи, камчадалы, алеуты, эскимосы, коряки, нивхи… Персонажи их легенд немногочисленны, довольно просто устроены, имеют много общего и даже откровенно дрейфуют от народа к народу. В центре пантеонов обычно образы демиурга-Ворона, его жены Мити, Морской женщины (аналог Нептуна), иногда присутствует Старец-паук, сплетающий животный мир, мелкие добрые и злые духи. Интересно, что один и тот же персонаж может иметь противоположные качества в зависимости от племени: так, у чукчей Ворон – серьезный защитник, он спасает небесные светила, а у кереков Кукки (Вран) легко изменяет жене, ввязывается в глупости, трусливее женщины.

Открывая книгу, осознаешь, как сильно география определяет историю, культуру, науку, торговлю и, конечно же, литературу. Дальний Восток, с бесконечной ночью и вечными холодами, суровыми льдами и скудной растительностью, почти до 1920-х не знал цивилизации в современном смысле слова. Общество примерно равных членов, занятое рыболовством, оленеводством, иногда охотой и стычками с соседями… Можно сказать, сама История буксовала там, придерживаемая Снежной Королевой. Вот откуда такой феномен: древнейшие верования дошли до нас почти нетронутыми, мало того, сохранились их последователи и шаманы-жрецы. Однако если сохранность культов, даже возможность до сих пор встретить «полноценного» адепта – плюс, то минус заключается в достаточно скудной, слабо развитой космогонии. В сравнении с античной, египетской, китайской и другими древнейшими классическими мифологиями, разумеется. Сюжеты сказаний больше напоминают детские сказки с дидактическим зерном, впрочем, не лишенные местами истинной поэзии. Но, что важнее, помимо специфического морального кодекса народов легенды сохраняют особенности быта и черты характера их носителей, в плане кодификации такое исследование очень ценно. Воистину мифология Дальнего Востока и есть его история.

10-15-13250.jpg
Татьяна Муравьева. Мифы
Дальнего Востока. От хозяина
тайги Дуэнте и шаманки Кытны
до духов вулканов и мухоморных
девушек.– М.:
МИФ, 2024. – 352 с.
В дальневосточных мифах вскользь упоминается, как возникли твердь и воздух, как родились моря и звезды – в большей степени они сосредоточены на «слишком человеческом»: происхождении животных и людей, сценариях бытового рекомендуемого поведения. Некоторые поверья откровенно архаичны – например, вера, что дикий зверь добровольно приносит себя в жертву охотнику, чтобы накормить его детей, он «друг, которого надо убить». Или вера в то, что убитый зверь возрождается, и потому его душу надо «отпустить» ритуалом, чтобы тундра не обезлесела. К девушкам и женщинам из легенд мы испытываем глубокое сострадание. Непокорная дочь наказывается отвержением со стороны родителей и жителей окрестных деревень, потому что не пожелала выйти за старика. Не по своей вине бесплодная жена так удручает мужа, что он мечтает скормить ее змеям, что и пытается сделать. Ревнивый охотник постоянно избивает жену, подозревая ее в неверности, хотя льды на тысячу верст вокруг. Мужчины же, на современный взгляд, глубоко непорядочны. Женясь с целью пропитания, они тут же увлекаются любой красивой девушкой, ведь жена-то у них совсем непривлекательна. Обман, а то и насилие, если красавица понравилась – обычное дело. Пренебрежение законными семьей и детьми, нежелание их кормить, попытки сбежать в более комфортные условия никого не удивляют.

Не только архаичный мир, но сами представления о правильном поведении кажутся нам несправедливыми. Видимо, кодекс был организован по принципу возможности выжить, а понятия «хорошее» и «плохое» проистекали из этого основания. Показательна легенда, в которой камчадал, устав голодать с женой, соглашается взять в жены рыбу Горбушу. Какое-то время он живет с ней сытно и сладко, бросив свою семью, но затем ему приходит оригинальная мысль объединить обеих жен (у сибирских народов допускалось двоеженство и двоемужество). Что он и делает. Однако первая жена тайком усыпляет Горбушу, готовит из нее блюдо и, наконец, насыщается. Показателен финал: встретив в проруби душу Горбуши, муж укоряет ее, что она «куда-то делась», и продолжает жить с первой женой. В сказке не просто не торжествует правда, в ней выведена своеобразная мораль.

Однако миф – это про волшебство и поэзию, про чудо и музыку, а не только про обычаи и прагматику. Некоторые божества пантеона удивительны в своих проявлениях. Например, Кутх – великий ворон, сотворитель Вселенной, трикстер, незадачливый муж земной женщины и оборотень – дружит с мышами, а в случае нужды обращает их в ездовых собак, как фея из «Золушки». Водная матерь Седна – старуха с белыми серебристыми волосами, что живет на дне океана, – удерживает или отпускает рыб и зверей, управляет уловом. Небесный старец-паук Апайипайык сплетает дивных птиц – белоснежного ворона, полярную сову, дикого гуся, кайру. Изредка встречается в мифах и любовь. Например, один охотник подобрал из жалости младенца чужого племени и вырастил его, а потом, когда узнал, что племя вражеское, решил убить подростка, занес стрелу, но не смог выстрелить. А другой отец так любил сына, что, когда тот утонул, ловя крабов, отец пошел за ним на дно морское, чтобы или сгинуть, или вернуть свое дитя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Я просил прощения у дерева

Я просил прощения у дерева

Лола Звонарева

Не прав Базаров: природа – храм

0
6142
Сбер стал локомотивом движения к зеленой экономике

Сбер стал локомотивом движения к зеленой экономике

Андрей Гусейнов

За прошлый год банк нарастил портфель ответственного финансирования почти на треть

0
3632
Путь к гидрологическому благополучию

Путь к гидрологическому благополучию

Михаил Залиханов

Станислав Степанов

Необходимо создать трансконтинентальную систему водных трубопроводов аналогичную единой энергетической системе России

0
18217
Там сидят упыри

Там сидят упыри

Борис Колымагин

Лабиринт лабиринта, образец и копия, Тесей, Ариадна и Дионис в русской лирике

0
349

Другие новости