0
862
Газета Non-fiction Печатная версия

05.03.2025 20:30:00

Усилия сердца и ума

Категорию ответственности ученого следует трактовать именно как научное понятие, а не только как метафизическое

Иван Задорожнюк

Об авторе: Иван Евдокимович Задорожнюк – доктор философских наук.

Тэги: наука, философия, этика


наука, философия, этика Ученый обязан понимать, что этические ценности и познавательные процедуры – это единое целое, на котором зиждется инструментарий современного исследовательского поиска. Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет ученого. 1631. Эрмитаж

Виктор Канке. От философии науки к этике: как не стать попугаем цивилизации. 

– Женева: EurAsian Scientific Editions. – 2024. – 192 c.

Недавно отметивший 80-летие Виктор Андреевич Канке – автор более чем 60 работ, из них половина постоянно переиздаются как учебники (от философии биологии и до философии химии). Фактически любой ученый может найти в них интересные факты и интерпретации, но главное, о чем они говорят, – неустранимость философских подходов к научным исследованиям по каждому направлению. И недаром на одном из закрытых конкурсов по созданию вузовского учебника по философии в позднесоветские времена с участием академиков и членкоров победу одержал труд мало того что не всем известного этнического немца, да еще и беспартийного автора…

Рассматриваемая книга вышла в Швейцарии и являет собой труд на русском языке для его перевода на английский; это третья иноязычная работа Канке. Россию в лице ее всемирно известных ученых вытесняют из ЦЕРН – Европейской организации по ядерным исследованиям. Но вот книги по философии науки, включая философию ядерной физики, там выпускают. Книга Канке представляет собой сплав знаний по философии, собственно физике, а также этике – в их тройной взаимосвязи. Что неудивительно: Виктор Андреевич многие десятки лет вел философию в Обнинском институте ядерной энергетики – филиале всемирно знаменитого МИФИ (раньше назывался Московским инженерно-физическим институтом, сейчас официальное название звучит так: «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»). Студентам, аспирантам, да и научным сотрудникам высоких рангов надо преподавать ее со знанием дела, иначе «проголосуют ногами». Нельзя сказать, что это так уж легко, свидетельством чему является усвоение уже первых ее страниц четырех «-дукций» – в переводе с латыни «ведений» в обоих значениях слова: и как знания, и как его продвижения.

Начнем из дедукции: одного из первенствующих способов рассуждения и методов исследования, задействованных еще Аристотелем; в целом – вывода из общего к частному. В ее нужности убеждены все ныне трудящиеся, включая работодателей: колючая шутка известного советского сатирика «Забудьте индукцию и дедукцию, давайте продукцию» звучит сегодня неуместно и даже непонятно…

Индукция – путь от частных умозаключений к общим при соблюдении правил вывода. Полновластный «хозяин» термина – английский эмпирик Фрэнсис Бэкон; поле применения – естественные, а затем и социальные науки.

Но вот возникает (в основном вследствие эксперимента, а он часто находится «вне огородов» и дедукции, и индукции) принципиально новое знание: и нужно в связи с этим корректировать картину мира. Происходит аддукция, крайне обобщенно говоря – добавление знания. Согласно Канке, это прикрепление нового знания к выявленным в эксперименте и обработанным фактам, сердцевина метода фактуализации.

И последняя часть – абдукция. Она означает смену устаревших теорий новыми, переход от законов к принципам с опорой на новые факты как отправные их точки; автор термина – американский философ-прагматик Чарльз Пирс.

В итоге получается четырехэтапный цикл развития науки, а поскольку речь в ней идет также об этике, то, по убеждению автора, и о цикле человеческой деятельности. Первый – предвосхищение будущего, ключевой механизм здесь дедукция. Второй – эксперимент с выявлением новых фактов и наблюдение за его результатами, механизм – аддукция, то есть прибавка нового. Третий – понимание фактов и законов их соотношения, механизм – индукция. Переход от законов к обновленным теоретическим принципам – абдукция как своеобразный механизм их «удочерения» наукой.

Философия науки – составная часть научных дискурсов любого рода с опорой на все четыре «-дукции». Канке показывает, что они являются своеобразной скрепой и тех научных течений, которые сводятся к игнорированию и даже проклятиям ей (со стороны антисциентистов от экзистенциализма и герменевтики). Ее предосновы заложили француз Огюст Конт (1798–1857), доказывавший самодостаточность и продуктивность в социальном плане собственно научного знания, но сбивавшийся на придание ему статуса «новой религии», и англичанин Джон Стюарт Милль (1806–1873) – созидатель системы всеохватной индуктивной логики, в то время когда его соотечественник Шерлок Холмс (правда, в статусе литературного персонажа) пользовался вовсю дедуктивным методом. Американец Чарльз Пирс (1839–1914) обосновал метод абдукции, но связи ее с другими «-дукциями» не проследил. Наконец, два австрийца. Эрнест Мах (1838–1916) утверждал сложное строение элементов научного опыта: объективная составляющая в нем принадлежит физике, а субъективная – психологии. Элементы эти нейтральны и не нуждаются в подпорке понятием «материя», чем достигается реализация принципа «экономии мышления»; наука же сводится к чистому описанию фактов. С этим страстно не соглашался не только Владимир Ленин, но и другие критики: действительно, ведь и общие понятия в выделении и анализе элементов мышления тоже играют большую роль.

Наконец, Карл Поппер (1902–1994), сбежавший от нацистов австрийский еврей, который стал – после испытаний в статусе третьестепенного эмигранта в Новой Зеландии – ведущим британским философом науки. Его тезисы о том, что идеи должны проходить через горнило критики, что теории никогда не находят окончательного подтверждения, что ученые должны применять к ним принцип не верификации, а фальсификации, изложены Канке лапидарно, но весьма убедительно. С тем только критическим его замечанием, что принцип фальсификации призван не отбрасывать старую теорию, а просто помещать ее в более «укромное» место. От себя добавим: в социальных науках Поппер взялся за критику принципа историцизма (отвергая один из его вариантов – марксизм с якобы присущим ему «профетизмом», то есть пророчествованием) и за апологию «открытого общества». Но вот их-то он фальсификационизму не подвергал, а стоило бы, особенно эту пресловутую открытость (почти «безболезненно» сменившую антисоветизм на русофобию).

Подход к этической проблематике со стороны Канке, на мой взгляд, уникален. Он не делает из носителя этического знания некоего стороннего «оценщика» ситуации и даже не накладывает моральных суждений, подобно панцирю черепахи, на корпус науки, а монтирует этические ценности и познавательные процедуры в некое целое, на котором зиждется инструментарий современного исследовательского поиска. Это особо важно для прорывных наук – уже не только ядерной физики и молекулярной генетики, где уровень этической ответственности исследователя мощно вырос, но и наук гуманитарных. Собственно этическая часть книги составляет чуть менее трети от общего ее объема. Особенно интересна глава о стратегических ошибках того, что в книге именуется незрелым умом – в трактовке автора, умом, этически не выверенным; ее любому ученому желательно «перепустить через себя».

Почему? Потому что в самом начале книга берет в перекресток видения соотношение ядерной энергии (во всех ее разновидностях) и человеческой этики. И слова о том, что «человек, который не понимает этики в контексте науки, рискует стать негодяем», отнюдь не являются лишь стилистической фигурой. Оно фиксирует ситуацию устрашающего разрыва между пониманием сути и науки, и этики, который нужно преодолевать, скажем так, мощным усилием не только ума, но и сердца. Если под таковым понимать, следуя отечественным философам, «предельный таинственный центр личности, где лежит вся ее ценность и вся ее вечность» (слова представителя течения «метафизика сердца» Бориса Вышеславцева). При этом, утверждает Канке, категорию ответственности ученого следует трактовать как именно научное понятие, а не только как метафизическое, в силу чего собственно современная этика «конституируется внутри самой науки». Такая этика крайне далека от морализаторства, но ее «многомудрое» игнорирование уже не только ослабляет жизнеспособность наук и является принципиально недопустимым. Поистине так, и книга профессора, излагающая начала человеческой этики специалистам по ядерной энергии в течение многих десятков лет, это доказывает.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Награда для научных супергероев

Награда для научных супергероев

Владимир Полканов

В Москве прошел финал конкурса для школьников и студентов «Наука. Территория героев»

0
3452
В поисках утраченной сложности

В поисках утраченной сложности

Юрий Юдин

Владимир Микушевич и оправдание Фауста

0
5681
Кошка цапнула за пятку

Кошка цапнула за пятку

Александр Балтин

К 50-летию поэта Максима Лаврентьева

0
3182
Свет во тьме

Свет во тьме

Вера Чайковская

Ханна Арендт считала, что любая личность – больше всего того, что она сумела сделать за жизнь

0
4461

Другие новости