0
1051
Газета Non-fiction Печатная версия

19.02.2025 20:30:00

Дописать за Пушкина

Про любовь к брутальным неврастеникам и книги в резиновых переплетах

Тэги: набоков, пьесы, пушкин


набоков, пьесы, пушкин Хорошо бы иметь библиотеку в пять – нет, десять – тысяч томов! Станислав Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома. 1910-е. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Чтение пьес всегда затруднительно. Все-таки они пишутся для игры на сцене. Хотя бывают исключения. Так, «пьеса для чтения» «Павел I» Дмитрия Мережковского успешно шла в Театре Советской армии. Правда, возможно, благодаря гению Олега Борисова, сыгравшего заглавную роль. Думается, еще одним исключением являются пьесы Владимира Набокова. По справедливому замечанию исследователя и публикатора его творчества Андрея Бабикова произведения классика «насквозь проникнуты тематическим единством и некоей общей поэтической интонацией Границы между прозой, поэзией, драмой, научными штудиями у него довольно прозрачны».

В настоящие тома, продолжающие собрание сочинений писателя в серии «Набоковский корпус», вошли все его драматургические произведения, за исключением «Трагедии господина Морна». Последняя в силу объема и значительного числа связанных с ней материалов была издана отдельно (см. «НГ-EL» от 17.10.24).

7-15-11250.jpg
Владимир Набоков. Скитальцы.
Пьесы 1918–1924 / Сост., ред.
заметка, статья и коммент.
А. Бабикова.– М.: АСТ: CORPUS,
2024. – 236 с.
(Набоковский корпус). 
Помимо таких уже известных текстов, как «Смерть», «Дедушка», «Агасфер» или «Полюс», читателю предлагается написанная в 1918 году пьеса «Весной» с подзаголовком «лирическое нечто в одном действии». В расширенном, а точнее, в полном объеме издана «Речь Позднышева». «Изобретение Вальса» также печатается по расширенной редакции, созданной автором в 1968-м спустя 30 лет после ее написания и издания. Напомню вкратце сюжет этой драмы. Некий Сальватор Вальс сообщает Военному министру, что изобрел механизм, способный вызывать мощные взрывы на расстоянии. После ряда перипетий он приходит к власти, но в итоге осознает собственное бессилие. Вальс не способен сделать счастливыми ни народ, ни себя, страдая от неразделенной любови. По ходу повествования выясняется, что все происходившее с заглавным героем лишь игра его воображения, никакого оружия у него нет, а он сам безумен. Интересен следующий фрагмент, дописанный автором в ходе работы над последней редакцией; в нем ведут диалог Анабелла (платоническая любовь Вальса), Сон (журналистка, конфидентка Вальса) и собственно Вальс.

«Анабелла: Здрасьте, здрасьте.

Сон: Мы заняты, девочка. Пошла, пошла.

Вальс: Ах, нет. Пусть останется. «Девочка» – какое редкостное слово, ворчание восторга. Сегодня утром она говорила о волшебниках и сернах. Так бы хотелось еще об этом.

Анабелла: Вы помешали мне играть.

Сон: Она хочет сказать, что ей нравятся брутальные небритые неврастеники».

Не менее важны и фрагменты, вычеркнутые Набоковым в процессе работы над пьесой, которые приводит Бабиков. Например, после рассуждений Вальса о желании иметь библиотеку, состоящую из 5–10 тысяч томов («сколько наберется») исключительно «уникумов», идет следующий пассаж: «И отдельное помещение с полным комплектом легкомысленных романов – и в резиновых переплетах, пожалуйста, чтобы можно было их читать, купаясь». А на вопрос Сон, нужны ли ему книги по политике и географические карты, ответил: «нет, не хочу в своих шкапах хранить бациллы бессонницы».

7-15-12250.jpg
Владимир Набоков. Человек
из СССР. Пьесы 1927–1938 /
Сост., ред. заметка, перевод
и коммент. А. Бабикова.– М.:
АСТ: CORPUS, 2024. – 416 с.
(Набоковский корпус).
В книге приводится «Заключительная сцена к пушкинской «Русалке», дописанная Набоковым. По мнению писателя, пьеса должна была закончиться следующим образом: Князь встречает Русалочку, мать которой некогда полюбил. Русалочка предлагает Князю:

«Ты наш, с тех пор

как мать мою покинул

и тоскуешь.

На темном дне отчизну

ты узнаешь,

где жизнь течет,

души не утруждая.

Ты этого хотел».

И Князь соглашается: «веди меня, мне страшно, дочь моя…»

Подобные «дописывания» классиков были нередки во второй половине XIX – первой половине ХХ века. Можно вспомнить попытки Валерия Брюсова или Модеста Гофмана «завершить» «Египетские ночи» все того же Пушкина.

Из других не публиковавшихся материалов обращает на себя внимание письмо эсеров Владимира Зензинова и Ильи Фондаминского Набокову по поводу премьеры «События» в постановке Юрия Анненкова. Особенно интересно мнение Фондаминского: «спектакль был великолепный – самый интересный из поставленных. Но это для особой публики – молодой и современной. До публики «премьеры» он не дошел. Дойдет ли до другой публики – не уверен». Продолжая мысль Фондаминского, стоит спросить: дойдет ли Набоков-драматург до нынешней публики?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Царь со гневом закричал

Царь со гневом закричал

Андрей Юрков

К 210-летию со дня рождения автора «Конька-Горбунка» Петра Ершова

0
1896
У нас

У нас

0
3362
Наше всё Юра Борисов

Наше всё Юра Борисов

Елизавета Авдошина

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

0
8866
Размышления в сумерках

Размышления в сумерках

Андрей Мирошкин

Евгений Боратынский, домосед и путешественник

0
3564

Другие новости