![]() |
Крылов не был лишь ловким аранжировщиком сюжетов Эзопа и Лафонтена, именно оригинальность позволила утечь строчкам из басен в народ и превратиться в пословицы и поговорки. Роман Волков. Портрет баснописца И.А. Крылова. 1812. ГТГ |
Прямо скажем, далеко не все книги из серии «Научная библиотека» издательства «Новое литературное обозрение» можно порекомендовать самому широкому кругу читателей. Очень часто монографии и сборники статей, выходящие под этой маркой, предназначены лишь специалистам. Сложно представить себе среднестатистического читателя, с интересом вникающего в какой-нибудь стиховедческий трактат. «Иван Крылов – Superstar» – это скорее исключение из правила, начиная с самого названия, откровенно подмигивающего нам (ну как же! Крылов – он же всеобщий дедушка, а дедушка не просто стар, а суперстар, вот и получилось – Superstar), и заканчивая искрометным содержанием. Перед нами настоящий научпоп высшей пробы, авторы пишут понятным и прозрачным языком, приводя при этом массу интереснейших фактов. Но делается это все легко, будто играючи, в общем-то, в духе самого героя книги. И нужно сказать, что пресловутый «дедушка» раскроется перед читателем с новой стороны. В свое время в «Научной библиотеке» уже выходила книга, демонстрирующая всем известного персонажа с другой точки зрения. Правда, это был антигерой всея отечественной литературы Булгарин, про которого даже в учебниках по журналистике авторы умудрялись писать чересчур эмоционально: дескать, вот какой подлец был. А книга показывала, что не так прост Булгарин, и не так уж бездарен был сей герой эпиграмм, и много чего сделал как для литературы русской, так и для журналистики да рекламы отечественной. Но то был сборник статей, где все же присутствовали какие-то непременные в таких компиляциях повторы. Лямина и Самовер, наоборот, взяли известного положительного героя отечественной словесности, настолько родного, что величают его не иначе как «дедушкой». Взяли и развенчали? Нет, книга не так проста, она одинаково уходит как от крайностей «срывания всех и всяческих масок», так и от торжественных од и панегириков. Как же это удается соавторам?
![]() |
Екатерина Лямина, Наталья Самовер. Иван Крылов – Superstar. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 760 c. |
Лямина и Самовер рассказывают о сложном пути в литературный мир непростого и умного писателя. Впрочем, об уме Ивана Андреевича, как и о его остроумии и достаточно пессимистичном взгляде на человеческую природу, знает всякий, кто читал не только басни (хотя внимательному книгочею и по басням все ясно), но, скажем, просветительскую и одновременно провозглашающую кризис этого самого Просвещения «Почту духов». Одна из самых важных глав для понимания личности Крылова – это уже упомянутая «Прагматика фарса», где подробно объясняется, что Иван Андреевич совершенно сознательно формировал в массовом восприятии тот самый образ, того самого героя, который стал центральным персонажем целого ряда литературных анекдотов. Публика во все времена «обманываться рада», поэтому охотно глотала наживку, не замечая ни противоречий в показаниях баснописца, ни его откровенно театрального поведения. Соавторы сверили разные байки про Ивана Андреевича и успешно показали, как Крылов вполне серьезно работал над этим потешным героем имени самого себя. Эти ловкие фарсовые стратегии позволили будущему «дедушке» занять крайне важную позицию на карте литературных и политических боев и сражений. Он вечно находился где-то между полюсов, одновременно воплощая собой ту самую народность, в которую мертвой хваткой потом вцепится организатор его юбилея и проекта монумента министр Уваров. Потому что не был он лишь ловким аранжировщиком сюжетов Эзопа и Лафонтена, и описанная в книге презабавная пикировка с Гнедичем иллюстрирует то, как отстаивал Иван Андреевич свою оригинальность. Оригинальность и позволила утечь строчкам из басен в народ, превратиться авторским стихотворным строкам практически в пословицы и поговорки.
Ну а глава про празднование юбилея становится отправной точкой битвы за Крылова. Забавно наблюдать, как идею празднования перехватывает то один, то другой персонаж, а впоследствии нечто подобное произойдет и с воспоминаниями о Крылове, и с проектом монумента. Потому что это уже не просто литератор, а национальное достояние, миф. История, к которой каждый хочет быть причастен. И при этом ничего подобного, насколько я знаю, ни с кем до Крылова в литературном мире России не случалось. А потом – сплошь и рядом. В наше время схожие баталии можно наблюдать в поп-культуре, где вечно спорят, кто был другом тому или иному покойному артисту, на чьей бы стороне сейчас эта ушедшая звезда светила и т.п. Разговоры такого рода стали нормой, а в книге «Иван Крылов – Superstar» можно увидеть, как все это зарождалось.
В финале грустно наблюдать перенос «дедушки Крылова» на территорию детских игр и на страницы бесчисленных хрестоматий и книг для чтения. Соавторы показывают, как менялись коннотации слова «дедушка» и как, отчасти благодаря тому самому монументу, «памятнику рукотворному», действительно великий литератор стал ассоциироваться с какими-то дидактическими стишками для детей. Насколько узок этот обывательский взгляд на выдающегося поэта! И тем не менее в последних строчках книги Лямина и Самовер не теряют оптимизма, приводя примеры того, как вечно играющий свою «ролю» Крылов мелькает и в наше время то там, то здесь, показываясь в самых неожиданных контекстах.
Самара
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать