Фрагмент книги еще до ее выхода печатался в «НГ-EL» от 23 марта 2023 года. «Эта книга о том, как писать, но она может быть интересна и просто читателям», – предваряет свой курс лекций и семинаров с выпускниками Московской школы нового кино и Литературных курсов им. А.П. и М.А. Чеховых прозаик, сценарист, преподаватель, психотерапевт, кандидат физико-математических наук, постоянный автор «НГ-EL», лауреат премии «НГ» «Нонконформизм» Андрей Бычков. Хотя педагогом Бычков себя все-таки не считает, о чем говорит в интервью «НГ-EL» от 7 ноября 2024 года: «Я писатель, практик, пишу прозу, эссе. Вот и решил поделиться своим опытом, как пчела, собравшая слишком много меду, если перефразировать известное выражение Ницше. Но кое-какой опыт преподавания был все же и раньше, до курса антропологического письма. Я вел психотерапевтические группы. Преподавал и физику поступающим в вуз».
|
Андрей Бычков.
Антропологическое письмо. Курс
лекций и семинаров
с выпускниками Московской
школы нового кино
и Литературных курсов им. А.П.
и М.А. Чеховых. Москва, студия
doku_meta, 2021–2022 годы.–
СПб.: Алетейя, 2024. – 378 с.
|
Тем не менее автор предоставляет всем желающим шанс стать литератором, для чего рассказывает о 12 писателях – Гоголе, Достоевском, Толстом, Чехове, Андрееве, Белом, Набокове, Кафке, Джойсе, Прусте, Беккете, Арто – и анализирует их произведения. Почему выбраны именно эти имена? По мнению Бычкова, они «сформировали то, что можно бы назвать канонической писательской матрицей, по крайней мере для тех, кто, перефразируя Рембо, хочет быть настоящим писателем и работает, чтобы им стать». Ученикам предлагается использовать прием размыкания, в том числе размыкания собственных пределов и возможностей. Воспользоваться этим шансом или нет, решит читатель. А Андрей Бычков между тем идет дальше, обещая «адептам письма» «некие шаманские, трансовые практики». Так что скорее всего эта книга не итог, а ступень. Автор не ждет, что среди его учеников явится новый Гоголь или Толстой – этого и не требуется. «…Нам нужно найти на письме именно себя. Нам нужно услышать голос именно нашего истинного писательского субъекта. Пока, в начале практики, «он» едва различим и расслышать «его» трудно. Но «его» нужно именно услышать, не прозевать, когда он говорит, его нужно не произвести силой. А скорее дать ему возможность прозвучать. Не выдохнуть с усилием. А вдохнуть. Заметьте, ведь мы говорим о вдохновении, а не о «выдохновении». n