0
529
Газета Non-fiction Печатная версия

25.12.2024 19:27:00

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

Тэги: реки, флот, история, алексей иванов


реки, флот, история, алексей иванов Путешествия по воде – путешествия в прошлое страны. Фото Александра Анашкина

 Писателя Алексея Иванова знают даже те, кто его не читал: по его роману «Географ глобус пропил» снят одноименный фильм, по роману «Пищеблок» – одноименный сериал, есть и другие экранизации. «…В книгах гений Соловьевых, / Гейне, Гете и Золя, / А вокруг от Ивановых / Содрогается земля…» – ехидничал в своих «Ламентациях» Саша Черный. И при всем уважении к его сатирическому и юмористическому дарованию был глубоко неправ. Ивановы – не синоним серой массы, и фамилия таланту не помеха». Так начиналась рецензия на роман Алексея Иванова «Бронепароходы» в «НГ-EL» от 02.03.23. А материалы, послужившие документальной основой этого романа, собраны в книге «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза».

48-14-11250.jpg
Алексей Иванов. Речфлот:
История речного флота
Российской империи
и Советского Союза.– М.:
Альпина нон-фикшн,
2024. – 550 с.
Автор неспешно и постепенно, как длинный свиток, разворачивает перед читателями масштабную многовековую историю отечественного речного судоходства. «В начале были реки, а уж потом – народы и государства. Древнерусское единство сплотилось вдоль речного торгового пути «из варяг в греки», этот путь шел по Неве и Ладожскому озеру, по Волхову, озеру Ильмень, реке Ловати и Днепру. На волоках и переправах вырастали первые русские городки, и главным среди них стал Киев; одна из легенд гласит, что город основал человек по имени Кий, который держал на Днепре перевоз. От «варягов» Киевская Русь получила государственность, от «греков» – религию. Так что Русь была создана реками. Но даже самое обширное и многообразное судоходство на всех реках страны – это еще не речной флот».

Повествование начинается с конца XVII века («Как всегда, первым был Петр») главой «Из-под топора» и продолжается главами «Дым над водой», «Колеса победы», «Обгоняя всех», «Компании», «Пароходы», «Речники», «Магистрали», «Вода и железо» и др. В книге много интересных фактов, и это не только исторические сведения или технические подробности. Вот кое-что из серии «литература и жизнь»: оказывается, «главным речным писателем России в первой половине ХХ века стал Максим Горький». Он был знаком с речным флотом не понаслышке, еще подростком работал в буфетах «посудником» на буксире «Добрый» и пассажирском пароходе «Пермь», что нашло отражение в его автобиографической повести «В людях»: «Жаркими ночами, под раскаленным за день железным тентом, – душно; пассажиры тараканами расползаются по всей палубе, ложатся где попало; перед пристанью матросы будят их пинками».

Интерес Алексея Иванова к флотско-речной теме не случаен: сын инженеров-судостроителей, он вырос в поселке речников, школьную практику проходил плотником на буксире, а летом многие его друзья отправлялись в навигацию вместе с родителями. Так что, по словам автора, река с детства стала для него и дорогой в большой мир, и соприкосновением с историей. И в итоге получилась книга не только о речфлоте, но и о России. 


Читайте также


Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
512
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
473
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
167
Человек, введший в оборот термин «коррозия»

Человек, введший в оборот термин «коррозия»

Екатерина Будрейко

К 140-летию выдающегося электрохимика Николая Изгарышева

0
2837

Другие новости