Кто-то назвал московскую Пречистенку улицей писателей и пожарных. Те и другие действительно оставили свой колоритный след в истории этой местности. В 2025 году исполняется 190 лет со времени появления на Пречистенке пожарного депо. Оно переехало туда с Волхонки в связи с началом строительства храма Христа Спасителя. Здание депо неоднократно перестраивалось, в основе же его – усадьба князей Хованских, возведенная в 1760-е годы. Вплоть до 30-х годов ХХ века над домом возвышалась пожарная каланча.
Штаб огнеборцев расположился в самой сердцевине «литературного квартала». Так, домом № 5 по Чистому переулку с конца ХVIII века владела супруга обер-кригскомиссара Анастасия Дмитриевна Офросимова – дама, «известная в Москве своей решительностью, самоуправством и способностью вмешиваться в чужие дела» (как характеризовал ее краевед Сергей Романюк). Она стала прототипом сразу двух литературных героинь: Хлестовой, свояченицы Фамусова в пьесе «Горе от ума», и Марьи Дмитриевны Ахросимовой в романе «Война и мир»: это из ее дома Анатоль Курагин пытался увезти Наташу Ростову.
Дом № 9 по Пречистенскому переулку (интерьеры в нем оформлял в 1913 году архитектор Иван Жолтовский) до революции принадлежал Маргарите Кирилловне Морозовой – просвещенной меценатке, глубоко интересовавшейся вопросами истории искусства. Здесь среди прочих ее гостей бывали поэт Андрей Белый, философы Владимир Соловьев и Федор Степун. В доме № 6 по тому же переулку в 1920-е находился районный ЗАГС, в котором были зарегистрированы браки Сергея Есенина с Айседорой Дункан и Михаила Булгакова с Любовью Белозерской.
Булгаков со второй женой в середине 20-х годов жили поблизости, в Чистом переулке; в одном из соседних домов разворачивается действие повести «Собачье сердце». В Пречистенской полицейской части летом 1834 года находился в заключении Александр Герцен. Будущий пламенный революционер был арестован по обвинению «в распевании пасквильных песен, порочащих императорскую фамилию».
Литература и пожарная охрана знают немало любопытных пересечений. Молодой Гиляровский писал о пожарах в Москве, а юный Диккенс – в Лондоне. Буйство огненной стихии описано в сотнях знаменитых и малоизвестных литературных произведений. Увы, подчас писатели и сами погибали в пожарах...
В необычном амплуа проявил себя Александр Чехов – литератор на все руки и член знаменитой творческой семьи. В феврале – апреле 1892 года он работал редактором журнала «Пожарный», первого русского периодического издания о пожарном деле. «Пожарный Саша! Твой журнал получаем и с восторгом прочитываем биографии великих брандмайоров и списки пожалованных им орденов…» – так писал Антон Чехов старшему брату; сохранились и другие упоминания этой темы в его письмах. Александр Павлович лично не занимался пожаротушением, однако систематизировал сведения на эту тему и написал книгу «Исторический очерк пожарного дела в России» (1892). Работа охватывает период с начала IХ века по век ХIХ, в нем приведены этапы развития пожарного дела и описаны самые крупные пожары на Руси. Эта книга сохраняет свою историческую ценность, хоть с тех пор немало воды утекло из пожарных шлангов.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать