0
171
Газета Non-fiction Печатная версия

27.11.2024 20:30:00

Думающее облако

Помимо прозы и поэзии есть третий тип художественной речи

Тэги: поэзия, проза, верлибр, гоголь


поэзия, проза, верлибр, гоголь Чуден Днепр… Фото Евгения Никитина

Вячеслав Куприянов собрал свои статьи и интервью с 1972 года, снабдив их post scriptum необходимыми примечаниями. Получилась не просто «Книга о верлибре», а история литературных полемик за последние 50 лет. Отдельные статьи он посвятил соратникам – Владимиру Буричу и Арво Метсу.

В пику принятым словарным определениям верлибра как «стиха без стиховых признаков» Куприянов рассматривает верлибр, отмечая в природе языка три вида сгущения звучания: слог, слово и предложение. Отсюда и три типа художественной речи. Первый опирается на слог. Упорядоченное количество слогов при упорядоченном распределении ударений стягивается в строку, пределом которой может быть рифма. Это и есть привычная нам силлаботоника. Второй тип имеет основой предложение с логическим, или фразовым ударением. Это – проза, которая (как и стихи) может быть как художественной, так и нехудожественной (деловой). Третий тип имеет своей основой слово, то есть в идеале каждое слово является носителем логического (смыслового) ударения. Это и есть верлибр. Можно вспомнить начало Евангелия от Иоанна: «В Начале было Слово»… Итак, три типа, а не два, как мы привыкли считать. Они равноценны и равноправны и вовсе не стремятся вытеснить или сменить друг друга, то есть напрасны тогдашние опасения Бориса Слуцкого, воспевающего ямбы:

Все, что до нас придумано,

все, что за нас придумано,

продумано прекрасно,

менять – напрасно.

Никто и не призывал что-то «менять», верлибристы просто предлагали признать свою традицию наряду с регулярным стихом! Куприянов дает такое определение: свободный стих – художественный жанр, симметричный прозе относительно поэзии. Как и проза, свободный стих не связан выбором определенного размера или метра. Как и поэзия, свободный стих больше иносказание, чем повествование, здесь смена строк образует свой ритм, где сама пауза уже важный элемент. Проза – это «линейная» речь, а поэзия – «гнутая», вращающаяся, и для этого «вития», «кручения» текста не обязательна концевая рифма. Академик Юрий Рождественский образно повторял, что свободный стих – это «словарная статья». Так строил свой иронический текст один из энтузиастов свободного стиха филолог Михаил Панов:

Велимир Хлебников.

Похожий на думающее облако.

Похожий на страстный сухой муравейник.

Похожий на исповедь кенгуру.

Похожий на философствующие часы.

Только на себя похожий.

44-15-12250.jpg
Вячеслав Куприянов.
Книга о верлибре.– М.:
Б.С.Г.-Пресс, 2024. – 368 с.
В таком же ключе Куприянов рассмотрел «верлибр», который обнаружил в «Записных тетрадях» Достоевского, построенный на эмоциональном нагнетании смысла слова «наслаждение». И противопоставил этому текст с более холодной температурой, а именно пассаж о слове «наслаждение» из «Никомаховой этики» Аристотеля, ярко показав на данном примере отличие поэзии от прозы.

Исторически этот литературный жанр может опираться на «канонические», сакральные тексты (Псалмы), в которых изложены основные нравственные уложения культуры. О «каноне» Юрий Рождественский писал в 1968 году в послесловии к книге Владимира Спирина «Построение древнекитайских текстов»: «канон есть не стихи и не проза, а третий вид формы текста, обладающий своей конструкцией, своей правильностью формы. Эта правильность есть правильность формы речемысли».

Известны переложения Псалмов свободным стихом Александром Сумароковым. Гоголь в статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» обратил внимание на следующее: «Еще тайна для многих этот необыкновенный лиризм – рождение верховной трезвости ума, – который исходит от наших церковных песней и канонов и покуда так же безотчетно подмывают его сердце родные звуки нашей песни». Точно определение – «верховная трезвость ума»! От прозаического текста Гоголя Куприянов пытается перейти к подражанию 1-му Псалму Давида («Чуден Днепр»):

Чуден Днепр

При тихой погоде

Когда не делит

На левую и правую

Свою величавую широту

Чуден Днепр, когда

Редкая пуля долетит

До его середины

Чуден Днепр при любой погоде

Когда не льет свои воды

На мельницу нечестивых

Чуден Днепр

И блажен муж

Иже не делит

На левую и правую

Величавую широту

Своей славянской души

Куприянов считает, что сочиняемые сегодня без оглядки на опыт русского фольклора, памятников письменности, на язык науки «обиходные верлибры» с упором на разговорную речь, как правило, культуру не обогащают! В этом оскудевании языка причина слабости многих смущающих нас современных верлибров. Поэт Алексей Бельмасов предлагал ввести в обиход вместо «французского» верлибра симпатичную русскую «словицу»: «Словица – это стихотворение, застегнутое не на рифму, а на образ. Это организм из слов, одухотворенный и наполненный светом. В природе слова, как и люди, тянутся друг к другу. Чтобы жить вместе, чтобы насыщать мир новыми красками, новыми смыслами. По существу, любое словосочетание может являться словицей, если в нем присутствует дух и поэзия…» Чтобы уверить нас в этом «присутствии духа», Куприянов дает в своей книге небольшую Антологию русского верлибра от XVIII века до поэтов-фронтовиков и наших молодых современников. И всей книгой утверждает, что свободный стих стоит изучать на лучших его примерах уже в школе – как живую часть нашей русской и мировой стиховой культуры.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Озер лазурные равнины

Озер лазурные равнины

Сергей Каратов

Прогулки по Пушкиногорью: беседкам, гротам и прудам всех трех поместий братьев Ганнибал

0
3468
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
3190
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
3283
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
5241

Другие новости