Силу тока заменила сила таланта: одна из старейших московских электростанций, ГЭС-2, стала культурным центром. Фото Евгения Никитина
История промышленных предприятий – важная исследовательская тема. Здесь краеведение смыкается с техническими, социальными и экономическими вопросами, а подчас и с историей архитектуры. Увлечение старыми промышленными постройками в последнее время набирает популярность. По отреставрированным краснокирпичным промзонам водят краеведческие экскурсии. Их вносят в реестр объектов культурного наследия. На эту тему выходят газетные и научные статьи.
А недавно в одном из российских издательств вышла книга «Москва фабричная». Ее автор Валерия Гайдина – историк и популяризатор промышленной архитектуры второй половины ХIХ – начала ХХ века, действующий экскурсовод. Исследовательница посещала фабрики в процессе их перестройки, работала в архивах, общалась с архитекторами и сотрудниками предприятий. В очерках, составивших книгу, Валерия Гайдина рассказала о традициях заводов и фабрик, о людях, трудившихся там раньше, и о тех, кто работает в этих обновленных стенах сейчас.
«Долгое время промышленная архитектура рубежа ХIХ–ХХ веков прозябала в запустении, становясь «серой зоной» многих советских городов, постепенно маргинализируясь и разрушаясь», – отмечает автор книги. В последние два десятилетия многое изменилось: старые фабричные комплексы изучают, реставрируют и перестраивают в лофты. Вместо ткачих и токарей там теперь работают журналисты, дизайнеры, программисты, функционируют кафе, рестораны, бутики. А кое-где открываются музеи и выставочные залы.
Как, например, в помещениях винного завода у Курского вокзала. На этом месте в ХVIII веке располагалась загородная усадьба Волконских, славившаяся, помимо прочего, своими пивоварнями. Впоследствии пиво здесь варили уже купцы, в том числе известный алкогольный магнат Василий Кокорев. В конце ХIХ столетия купцы Травниковы основали здесь Московский комбинат виноградных и десертных вин. Он действовал до 1990-х годов, а теперь, после реставрации, в заводских цехах расположились галереи современного искусства.
Работы художников наших дней демонстрируют и в залах бывшей электростанции № 2 на Болотной набережной. Ее здание архитектор Василий Башкиров когда-то спроектировал в стиле русского модерна, а силуэт башенки напоминает шпиль лютеранского собора. Предприятие давало ток первым московским трамваям, снабжало электричеством фабрики Балчуга и Якиманки. Поначалу станция возвышалась над районом, но в 30-е годы ее заслонил громадный Дом правительства. Во второй половине прошлого века ГЭС-2 стала терять актуальность, и в конце концов ее вывели из эксплуатации. А недавно из станции сделали культурный центр по проекту знаменитого итальянского архитектора. Где раньше производили электрическую энергию, теперь производят творческую. Силу тока заменила сила таланта.
В свою очередь, музей на месте бывшей кондитерской фабрики «Сиу и Кº» за Тверской заставой специализируется на показе живописи русского импрессионизма. И это созвучно времени постройки фабричных корпусов в «пряничном» стиле.
Некоторым промышленным зданиям старых времен хорошо знакомы и театральные представления. В 1924 году в одном из цехов Московского газового завода режиссер Сергей Эйзенштейн поставил пьесу «Противогазы». Поэт-футурист Сергей Третьяков написал ее специально для рабочих этого предприятия, известного своими циклопическими газгольдерами. А золотоканительная фабрика на Таганке связана с именем Станиславского: великий режиссер (в другой своей ипостаси – успешный предприниматель) был ее совладельцем. В том здании, где Константин Сергеевич в 1890-е годы основал кружок театральной самодеятельности для служащих фабрики, несколько лет назад снова открылся театр – на сей раз профессиональный.
Стены московских предприятий не раз слышали музыку. И подчас – весьма экстравагантную. Так, однажды в начале 1920-х композитор-авангардист Арсений Авраамов на крыше ГЭС-1 дирижировал оркестром, исполнявшим «Симфонию гудков». Перформанс вышел эффектным, но эта «пролетарская музыка» не прижилась в России. Да и фабричные гудки вскоре отменили.
Некоторые старые заводские детали и агрегаты сегодня можно увидеть на территории обновленных фабрик – в качестве исторических, почти музейных экспонатов. Они напоминают об индустриальном буме конца ХIХ века и о первых советских пятилетках. Монструозные генераторы дореволюционной поры стали элементами дизайна в цехах бывшей электростанции. А на территории хлопчатобумажной мануфактуры, ныне превращенной в бизнес-кластер, экспонируются огромный бак для краски и железный подвес для просушки тканей.
Очерки говорят и о преемственности производственных традиций в разных местностях. Так, француз Клод Мари Жиро поставил в 1870-е годы свою ткацкую фабрику в Хамовниках, где еще в ХVII веке изготавливали полотно по заказам царского двора. А гончарно-изразцовая мастерская Власовых близ Серпуховской заставы, производившая белоснежный кафель для облицовки печей, выросла в керамико-плиточный завод, чья продукция шла на оформление станций метро.
Разнообразна и архитектура промышленных зданий. Главный корпус Электрозавода напоминает крепость: стилизованные под готику окна-бойницы, башни, стрельчатые арки и зубцы стен. Оформление зданий Алексеевской насосной станции – причудливая смесь русского узорочья и западноевропейского Средневековья. Еще одна крепость, на сей раз в романском стиле, возвышается на Большой Пироговской улице: до революции в этих корпусах, ныне приспособленных под офисы, помещался казенный винный склад № 3... Книга убеждает: фабричное наследие России таит много секретов, которые только начинают раскрываться.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать