Порой заядлые путешественники, не удовлетворяясь обитаемыми местностями, отправляются к заброшенным или исчезнувшим городам. Не к древним, а к тем, что прекратили существование сравнительно недавно. Но и к таким руинам прикоснуться бывает непросто. Например, если речь идет о селах и городах, затопленных при строительстве крупных водохранилищ. Такова Молога – издревле существовавший город на Волге, оказавшийся в 1940-е годы буквально на дне в процессе возведения Рыбинской ГЭС. Тогда в ходе гидротехнических работ исчезли с лица земли сотни населенных пунктов Ярославской области. Их жителей переселили в другие места. С конца прошлого века уровень воды здесь периодически понижается и на поверхность выходят старинные мостовые, фундаменты домов... Краеведы спешат их изучать, пока не начался прилив. В последние годы об истории Мологи вышло несколько книг.
Еще есть города-рудники, опустевшие после истощения запаса полезных ископаемых. Туда отправляются те, кто не боится бездорожья и больших расстояний. К некоторым из них уже проторены туристические тропы. Характерный пример – поселок Колыванстрой на Алтае, расселенный четыре десятилетия назад после закрытия вольфрамовых шахт. Его законсервированные горные выработки манят спелеологов, сталкеров и других любителей опасных приключений.
Эти места находят отражение в записках современных путешественников. Так, Наталья Корнева в книге «Еду в Магадан: Безумное путешествие из Петербурга до Крайнего Севера» среди прочего рассказала о посещении покинутого шахтерского города Кадыкчан в Якутии. Добычу угля здесь прекратили в 1990-х, а людей расселили по стране. Автору запомнились пустые пятиэтажки, ржавые машины и автобусы на обочине, остатки ресторанной вывески… В некоторых квартирах еще лежали брошенные вещи жителей. «Все выглядело так, словно здесь произошла катастрофа, заставляющая людей в одночасье покинуть свои дома, машины, квартиры и умчаться навсегда из этих мест... Город-призрак был словно кладбище. Здесь были похоронены не только чьи-то материальные ценности, но и мечты, идеи, планы на жизнь», – пишет путешественница.
Похожее место описал краевед Александр Леонкин в книге «Город Бонивур. Последняя великая стройка СССР». Автор совершил экспедицию к остаткам города, недостроенного в 1980-е годы в Хабаровском крае, и выполнил подробное историческое исследование о нем. Он встречался со строителями, с сотрудниками местных администраций, листал подшивки старых газет, посещал архивы. Город возводили комсомольские стройотряды, а назвать его планировали в честь легендарного борца за советскую власть на Дальнем Востоке, партизана Виталия Бонивура (правильное написание фамилии – Баневур). Предполагалось, что здешний завод будет выпускать азотные удобрения, столь нужные для повышения эффективности сельского хозяйства. В начале строительства царил энтузиазм, часть жилых кварталов была уже завершена, но проект внезапно приостановили, а потом и вовсе закрыли. То ли из-за несоответствия экологическим нормативам, то ли по причине нехватки денег в казне – точная причина историкам до сих пор неизвестна. В итоге невоплощенный город на Амуре стал грустным памятником эпохе перемен.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать