Провинция – колыбель многих талантов. Село Константиново. Фото Евгения Никитина
100 лет тому назад в России зародилось литературное краеведение. Точкой отсчета исследователи называют декабрь 1924 года, когда профессор-филолог Николай Пиксанов выступил в Москве на Второй всесоюзной конференции по краеведению с докладом «Областные культурные гнезда». Докладчик призывал к более интенсивному изучению литературного наследия различных регионов страны. На протяжении веков, говорил он, страна страдала от «старого исторического процесса централизации». Пиксанов призывал к борьбе с центристскими предубеждениями в изучении литературы. По его мнению, в течение почти 100 лет критики говорили о различии между словесностью Санкт-Петербурга и Москвы, а теперь пришло время признать, что другие города и географические регионы также создали уникальные литературные традиции.
Провинция, настаивал он, внесла громадный вклад в культурную жизнь России. Усадьбы, села и нестоличные города воспитали молодые таланты, подтолкнули на первые шаги писателей, которые впоследствии сделали успешную карьеру в столицах. Профессор приводил в пример Ломоносова, Аксакова и Горького, которых духовно сформировали соответственно Холмогоры, Казань и Нижний Новгород. В своем творчестве писатели всегда подпитываются энергией родных мест. И если ученые хотят когда-нибудь понять русскую культуру по-настоящему, им необходимо изучать ее с учетом региональных особенностей. Местные краеведы, считал докладчик, могли бы сыграть важную роль в подобных изысканиях.
Пиксанов хоть и впервые выступал на краеведческом собрании, был далеко не новичок в деле изучения глубинных корней русской литературы. Над теорией культурных гнезд он работал с 1910-х, когда преподавал в учебных заведениях Петербурга, Саратова, а позже и Москвы. Предтечами литературного краеведения также считаются книги писателя и филолога Николая Анциферова. Одна из них создавалась осенью 1919 года, когда Белая армия Юденича подходила к Петрограду и в пригородах уже грохотали пушки. Среди горожан тогда царили апокалиптические настроения, некоторым казалось, что Северной столице вот-вот придет конец. Не хватало продуктов, топлива, не говоря уже о бумаге и чернилах. Писатель и сам порой ощущал, что «Петрополь превращается в некрополь», но не прерывал работу над рукописью и готовил новые экскурсии по городу. Книга Анциферова «Душа Петербурга», впервые вышедшая в 1922 году, ныне признана классикой в своем жанре.
Анциферов и многие его коллеги восприняли доклад Пиксанова с воодушевлением, а самого профессора сочли своим союзником. Тема, которую поднял докладчик, была в ту пору мало исследована и заманчива. Немногие литературоведы были готовы покинуть свои уютные городские квартиры и отправиться в экспедицию «по следам» великих писателей – искать их семейные корни, затерянные рукописи и т.д. Конечно, специалистами к тому времени были изучены места, связанные с именами Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других первейших классиков. Но систематическая работа в этом направлении не велась. Кроме того, доклад Пиксанова прозвучал в трудный период, когда многие старые усадьбы предавались огню, разорялись, в лучшем случае – переоборудовались под хозяйственные нужны местными совхозами. Некоторые партийные публицисты задавались вопросом: а нужно ли в стране победившего пролетариата сохранять и изучать дворянскую культуру? На стихи Пушкина и прозу Толстого, конечно, никто не покушался, но вот «помещичий быт» литераторов ХVIII–ХIХ веков кое-кому в те годы казался ненужным хламом…
Краеведческие организации, созданные в Советской России в начале 1920-х (отчасти на базе уже существовавших разрозненных обществ любителей природы и старины), помогали сберечь в том числе и литературное наследие. На призыв из столиц откликнулось множество добровольцев в глубинке. В них профессиональные литературоведы нашли хороших помощников. В 1928 году Пиксанов опубликовал книгу «Областные культурные гнезда», в которой развивал свои тезисы о необходимости развернуть широкую работу в литературной провинции – и тем самым изменить снисходительное отношение столичных жителей к этой самой провинции, давшей России многих великих людей. Этот ученый известен также как крупный специалист по творчеству Пушкина, Грибоедова, Тургенева, Гончарова, редактор многотомников, автор ряда монографий и научно-популярных книг.
Однако в начале 1930-х литературно-краеведческое движение стало пробуксовывать. Культурные инициативы, возникавшие в Москве и Ленинграде, уже не вызывали энтузиазма на местах. Региональные краеведы все чаще отдавали предпочтение естественным наукам (чиновники ждали их содействия в поиске полезных ископаемых и развитии промыслов). Даже наиболее значительные попытки изучения литературной топографии в тот период, по словам современной исследовательницы, «предпринимались вне контекста организованного краеведческого движения». И только в 1960-е ученые и педагоги стряхнули пыль с идей Пиксанова об областных культурных гнездах и в несколько измененной форме ввели их в программы школ и вузов.
комментарии(0)